Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Средних Веков

Содержание
Содержание
Что изучает история средних веков
Великое переселение народов
Возникновение Франкского королевства (будущей Франции)
Образование Священной Римской империи
Развлечения рыцарей
Культура Западной и Центральной Европы
Образ жизни славян в древности
Образование Киевской Руси, Чехии и Польши
Полабские и поморские славяне
Юстиниан и Феодора
Чему учит мусульманская религия
Право и мораль в Коране
Сунниты и шииты
В Европе возникают города
Цехи – союзы ремесленников
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Орден тамплиеров и Генеральные штаты
Усиление королевской власти в Англии XI-XII веках
Генрих II и Томас Бекет, или победа ценой жизни
Первый парламент Англии
Начало столетней войны
Народная героиня Жанна дАрк
Война Алой и Белой роз в Англии
Образование Испанского королевства
Городские республики в Италии
Владимиро-Суздальское княжество
Господин Великий Новгород
Боярская республика
Поход Батыя на Русь
Падение Византии и рост могущества Османской империи
Москва при Иване Калите
Присоединение Новгорода Иваном III
Изобретение книгопечатания
«Истинно только то, что доказано разумом»
Городская литература
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Литература Руси
Верования в средневековом Китае
Научные знания средневековых китайских учёных
Самураи – японские рыцари
Религии средневековой Индии
Индийская Литература
Как жили майя
Ацтеки
Государство инков
Народы Африки в средние века
Портал для родителей


Образование и наука

Представления о мире расширяются

С развитием городов и торговли люди стали чаще покидать родные места. На дорогах Европы можно было встретить немало купцов, бродячих подмастерьев, школяров, актеров и паломников. Во время крестовых походов европейцы увидели, как широк и разнообразен мир. У них появился интерес к жизни людей в далеких странах. Путешественники выходили далеко за пределы христианского мира и привозили интересные сведения о жизни разных народов.

Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в XIII веке оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века провел он вдали от родины, много лет жил в Китае. Способный и энергичный европеец понравился китайскому императору: он давал Марко различные поручения, требовавшие разъездов, затем назначил управлять одной из провинций. Домой Марко Поло возвращался частично морским путем и поэтому смог узнать многое, о чем не ведали Другие путешественники. Вернувшись в Италию, он написал книгу, где рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических

Развитие образования

Растущим городам и королевской власти требовались образованные люди. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских советах. Короли нуждались в подготовленных чиновниках и судьях. В городах возникали нецерковные школы – они были частными или содержались на средства города. В этих школах лучше, чем в церковных, обучали письму и арифметике, давали некоторые сведения по естествознанию.

В XII веке в Европе появились первые высшие школы – университеты. Они возникали в тех городах, где были прославленные учителя. Занятия в них велись на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете.

Студенты (от латинского слова «студере», что означает усердно заниматься) из других мест не могли рассчитывать на поддержку городского суда в столкновениях с местными жителями или на помощь города. Поэтому они вместе с преподавателями объединялись в союз, который и назывался – университет (в переводе с латинского – община). В долгой борьбе с городскими властями университеты добивались самоуправления, они имели выборных руководителей, собственный суд, освобождались от военной службы.

Студенты из одной страны объединялись в землячества (или «нации»), а преподаватели создавали объединения по предметам – факультеты, возглавлявшиеся деканами. Все вместе – и преподаватели, и студенты – избирали главу университета – ректора.

Обычно в университетах, кроме подготовительного, были три факультета: богословский {богословие – наука о религии), юридический, где изучали законы, и медицинский. Занятия вели так: преподаватель – магистр или профессор – читал выдержки из книг и объяснял непонятные места, а студенты слушали и записывали лекции (слово «лекция» в переводе с латыни – чтение).

Лекции дополнялись диспутами. Это были словесные состязания в знаниях – споры по заранее выдвинутым вопросам. Спорящие ученые занимали места на двух кафедрах в противоположных концах обширного зала. Нападающий старался своими вопросами выявить в рассуждениях противника противоречие либо с его же собственными доводами, либо с Библией и сочинениями церковников.

Для победы на диспуте надо было не только обладать красноречием, но и быстро соображать, иметь цепкую память, чтобы не только запомнить вопросы и доводы противника, но и опровергнуть их. Толпы учеников и сторонников спорящих с неослабным вниманием и азартом ловили каждое слово, оценивали вопросы и ответы. Иногда диспуты были такими бурными, что заканчивались потасовками между участниками или слушателями.

В XV веке в Европе было уже более 60 университетов. Самыми известными были университеты Парижский, Болонский, Оксфордский в Англии, Пражский, Краковский в Польше.


Дополнительное чтиво:

Технические открытия и изобретения
Военная техника
Изобретение книгопечатания
«Истинно только то, что доказано разумом»
Развитие практических званий
Средневековый эпос и литература
Рыцарская литература
Городская литература
Архитектура романских и готических храмов
Скульптура средневековья
Живопись в средние века
Культура раннего возрождения в Италии
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Искусство Раннего Возрождения



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru