Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Средних Веков

Содержание
Содержание
Что изучает история средних веков
Великое переселение народов
Возникновение Франкского королевства (будущей Франции)
Образование Священной Римской империи
Развлечения рыцарей
Культура Западной и Центральной Европы
Образ жизни славян в древности
Образование Киевской Руси, Чехии и Польши
Полабские и поморские славяне
Юстиниан и Феодора
Чему учит мусульманская религия
Право и мораль в Коране
Сунниты и шииты
В Европе возникают города
Цехи – союзы ремесленников
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Орден тамплиеров и Генеральные штаты
Усиление королевской власти в Англии XI-XII веках
Генрих II и Томас Бекет, или победа ценой жизни
Первый парламент Англии
Начало столетней войны
Народная героиня Жанна дАрк
Война Алой и Белой роз в Англии
Образование Испанского королевства
Городские республики в Италии
Владимиро-Суздальское княжество
Господин Великий Новгород
Боярская республика
Поход Батыя на Русь
Падение Византии и рост могущества Османской империи
Москва при Иване Калите
Присоединение Новгорода Иваном III
Изобретение книгопечатания
«Истинно только то, что доказано разумом»
Городская литература
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Литература Руси
Верования в средневековом Китае
Научные знания средневековых китайских учёных
Самураи – японские рыцари
Религии средневековой Индии
Индийская Литература
Как жили майя
Ацтеки
Государство инков
Народы Африки в средние века
Портал для родителей


«Истинно только то, что доказано разумом»

Ученые-богословы мало наблюдали природу. Они искали готовые ответы в Библии, сочинениях «отцов церкви» и других религиозных книгах.

Однако и в это время были ученые, которые утверждали, что главный источник познания – разум. Таким был ученый XII века Пьер Абеляр. Гордый, пылкий, уверенный в себе, он прославился как прекрасный лектор и непобедимый на диспутах оратор. Его оригинальные лекции привлекали толпы слушателей. В Париже и окрестных городах Абеляр основывал школы, где собирались любознательные, мыслящие школяры.

Абеляр настойчиво доказывал пользу светских знаний, в частности античной науки, в деле отыскания человеком истины. «Истинно только то, что доказано разумом», – утверждал Абеляр.

Блестяще начавшаяся ученая карьера Абеляра была временно прервана. Церковный собор осудил ученого как еретика и потребовал, чтобы он публично сжег свою книгу. Абеляр был вынужден уйти в монастырь.

К концу жизни Абеляр написал книгу «История моих бедствий». В ней он предстает человеком с богатой и сложной духовной жизнью. Влияние Абеляра на мыслящих людей было велико. Духовенство продолжало преследовать Абеляра. Оно закрывало школы, где он преподавал. Незадолго до его смерти еще один церковный собор осудил Абеляра как еретика на «вечное молчание». Но среди его учеников нашлись смелые люди, открыто защищавшие взгляды своего учителя.

Фома Аквинский

Известным богословом был ученый XIII века Фома Аквинский. Он был сыном итальянского графа, учился в монастырской школе и университете в Неаполе. Несмотря на протесты семьи, Фома стал монахом.

Его очень ценил папа римский. Он не раз направлял Фому в Париж для преподавания богословия в университете и борьбы с теми, кто отклонялся от учения церкви.

Фома Аквинский написал много книг. Самая известная из них – «Сумма богословия». В ней он защищает христианское учение ссылками на Библию и другие бесспорные авторитеты, излагает взгляды церкви об устройстве мира, морали, торговле, ростовщичестве.

После смерти Фоме было присвоено почетное звание «ангельский доктор», а вскоре церковь объявила его святым.

«Удивительный доктор»

В университетах появлялись отдельные ученые, пытавшиеся вырваться из оков средневековой науки. В их числе был и англичанин Роджер Бэкон.

Современник Фомы Аквинского, монах ордена францисканцев, Бэкон преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Он доказывал, что познать истину, опираясь лишь на авторитет учений и разум, нельзя. Нужны также наблюдения и опыт. Только с помощью опыта можно проверить, верны ли наши знания. Цель науки, утверждал Бэкон, состоит в том, чтобы изучать природу и поставить ее на службу людям.

Многие годы ученый занимался алхимией и астрологией. О башне, в которой он жил и откуда вел наблюдения за ночным небом, ходили невероятные слухи. Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стеклами. Он предвидел многие будущие изобретения и открытия. Бэкона считали волшебником и прозвали «удивительным доктором».

Бэкон критиковал нравы духовенства. Некоторые из его сочинений были осуждены церковью. Его долгие годы держали под строгим надзором в монастыре возле Парижа. Позднее Бэкон провел в монастырской тюрьме еще 14 лет и вышел из нее дряхлым стариком.


Дополнительное чтиво:

Технические открытия и изобретения
Военная техника
Изобретение книгопечатания
Образование и наука
Развитие практических званий
Средневековый эпос и литература
Рыцарская литература
Городская литература
Архитектура романских и готических храмов
Скульптура средневековья
Живопись в средние века
Культура раннего возрождения в Италии
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Искусство Раннего Возрождения



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru