Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Средних Веков

Содержание
Содержание
Что изучает история средних веков
Великое переселение народов
Возникновение Франкского королевства (будущей Франции)
Образование Священной Римской империи
Развлечения рыцарей
Культура Западной и Центральной Европы
Образ жизни славян в древности
Образование Киевской Руси, Чехии и Польши
Полабские и поморские славяне
Юстиниан и Феодора
Чему учит мусульманская религия
Право и мораль в Коране
Сунниты и шииты
В Европе возникают города
Цехи – союзы ремесленников
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Орден тамплиеров и Генеральные штаты
Усиление королевской власти в Англии XI-XII веках
Генрих II и Томас Бекет, или победа ценой жизни
Первый парламент Англии
Начало столетней войны
Народная героиня Жанна дАрк
Война Алой и Белой роз в Англии
Образование Испанского королевства
Городские республики в Италии
Владимиро-Суздальское княжество
Господин Великий Новгород
Боярская республика
Поход Батыя на Русь
Падение Византии и рост могущества Османской империи
Москва при Иване Калите
Присоединение Новгорода Иваном III
Изобретение книгопечатания
«Истинно только то, что доказано разумом»
Городская литература
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Литература Руси
Верования в средневековом Китае
Научные знания средневековых китайских учёных
Самураи – японские рыцари
Религии средневековой Индии
Индийская Литература
Как жили майя
Ацтеки
Государство инков
Народы Африки в средние века
Портал для родителей


Городская литература

В XII веке стали создаваться литературные произведения и в городах. Горожане любили короткие рассказы в стихах и басни. Их героями чаще всего были ловкий, хитрый горожанин или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов.

В течение многих десятилетий в городах Франции из народных басен и сказок слагалась сатирическая поэма «Роман о Лисе». Под видом зверей в поэме показаны король – царь зверей Лев, ленивый, грузный крупный феодал – Медведь, глупый служитель церкви – Осел, злой, кровожадный, рыщущий в поисках добычи рыцарь – Волк, умный, изворотливый, находчивый горожанин – Лис. В борьбе с Волком Лис неизменно выходит победителем. Но когда он обижает бедняков, слабых, униженных показанных под видом Петуха, Зайца, Улитки, его замыслы терпят крах.

С городской литературой связаны стихи вагантов (ваганты – в переводе с латинского – бродячие люди, бродяги). Это были школяры, которые кочевали из школы в школу в поисках лучших преподавателей. Свои сатирические песни, прославлявшие радости жизни, любовь, вино и азартные игры, ваганты сочиняли на латинском языке. В своих стихах они обличали пороки духовенства, клеймили лицемерие, обман и жадность, царящие на папском троне. Их стихи и песни тогда знали образованные люди всей Европы.

«Последним вагантом» называют талантливого французского поэта XV века Франсуа Вийона. Пылкий бунтарь, бродяга и бедняк, он не раз участвовал в кровавых драках, кражах и других преступных действиях. Его не раз приговаривали к тюрьме и даже к смертной казни, но заменяли ее изгнанием. Жизнь поэта была недолгой. Вийон в своих стихах откровенно, не щадя себя, рассказал и о своей беспутной жизни, и смеялся над богачами, ростовщиками, лицемерами всех мастей. Стихи Вийона вобрали в себя страдания обездоленных людей и бунтарские настроения бедноты.

Великий Данте

Данте Алигьери (1266–1321) считается последним, самым великим поэтом средневековья. Он родился во Флоренции в старинной дворянской семье. Будущий поэт учился в городской школе, но, считая свое образование недостаточным, всю жизнь изучал философию, астрономию, античную литературу. В 18 лет он пережил любовь к Беатриче, впоследствии вышедшей замуж за другого и рано умершей. О своей любви Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в серии стихов, посвященных Беатриче. Данте принадлежал к той группе горожан, которая выступала против римского папы. Но сторонники папы взяли верх, и Данте приговорили к изгнанию из Флоренции. Около 20 лет, до конца жизни, он скитался по городам Италии и умер в Равенне, где. провел последние годы при дворе местного правителя. Много раз потом флорентийцы просили вернуть прах великого земляка, с которым столь жестоко обошлись, на его родину, но неизменно получали отказ.

В изгнании Данте написал великую поэму, которую назвал «Комедией» (в то время такое название давали произведениям со счастливым концом). Восхищенные потомки назвали ее «Божественной комедией» – в знак высшей похвалы. Поэт рассказывает в ней о путешествии в загробное царство. Мир, по описанию Данте, включает, согласно христианскому учению, ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, чью -судьбу Богу еще предстоит решить.

В сопровождении римского поэта-язычника Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю, куда путь язычникам закрыт, его ведет Беатриче. В аду – 9 кругов: чем более тяжки грехи, тем тяжелее наказание и ниже круг. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, скупцов. Их муки он изобразил как справедливую кару за причиненное ими при жизни другим людям зло. В центре ада – сам дьявол, грызущий предателей. Данте «наказал» адом своих врагов, поместив в него нескольких римских пап вместе с прочими злыми людьми. В его изображении грешники не бесплотные тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют политические страсти и распри.

Влекомый силой любви к Беатриче, Данте поднимается из одной сферы рая в другую, ведет беседы с праведниками и, наконец, созерцает Мадонну и Бога. Характеры, мысли и страсти людей, которых Данте встретил в загробном мире, переданы так живо и убедительно, что современникам казалось: поэт видел своими глазами то, что он описал.

Поэма была написана не на латыни, а на итальянском языке. Поэт хотел, чтобы его понимал самый широкий круг читателей. Используя богатства народного языка, Данте выразил мысли о судьбе родины: он сожалел о ее политической слабости и мечтал об объединении Италии.


Дополнительное чтиво:

Технические открытия и изобретения
Военная техника
Изобретение книгопечатания
Образование и наука
«Истинно только то, что доказано разумом»
Развитие практических званий
Средневековый эпос и литература
Рыцарская литература
Архитектура романских и готических храмов
Скульптура средневековья
Живопись в средние века
Культура раннего возрождения в Италии
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Искусство Раннего Возрождения



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru