Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Средних Веков

Содержание
Содержание
Что изучает история средних веков
Великое переселение народов
Возникновение Франкского королевства (будущей Франции)
Образование Священной Римской империи
Развлечения рыцарей
Культура Западной и Центральной Европы
Образ жизни славян в древности
Образование Киевской Руси, Чехии и Польши
Полабские и поморские славяне
Юстиниан и Феодора
Чему учит мусульманская религия
Право и мораль в Коране
Сунниты и шииты
В Европе возникают города
Цехи – союзы ремесленников
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Орден тамплиеров и Генеральные штаты
Усиление королевской власти в Англии XI-XII веках
Генрих II и Томас Бекет, или победа ценой жизни
Первый парламент Англии
Начало столетней войны
Народная героиня Жанна дАрк
Война Алой и Белой роз в Англии
Образование Испанского королевства
Городские республики в Италии
Владимиро-Суздальское княжество
Господин Великий Новгород
Боярская республика
Поход Батыя на Русь
Падение Византии и рост могущества Османской империи
Москва при Иване Калите
Присоединение Новгорода Иваном III
Изобретение книгопечатания
«Истинно только то, что доказано разумом»
Городская литература
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Литература Руси
Верования в средневековом Китае
Научные знания средневековых китайских учёных
Самураи – японские рыцари
Религии средневековой Индии
Индийская Литература
Как жили майя
Ацтеки
Государство инков
Народы Африки в средние века
Портал для родителей


Образование и знания о мире

Восточные славяне, в отличие от многих народов Европы, непосредственно не унаследовали культуру античности. Кроме того, в то время как Запад развивался в достаточно благоприятной обстановке, Русь на протяжении столетий вынуждена была защищаться от набегов кочевников с Востока. Особенно негативно сказалось на истории Руси ордынское иго. Естественно, что все это повлияло и на уровень культуры Руси, которая к тому же, по сравнению с культурой Запада, была очень самобытной.

Развитие образования

В городах и вотчинных замках обучением грамоте чаще всего занимались духовные лица. При больших монастырях и церквах открывались школы, где по религиозным книгам учили чтению, письму, счету, церковному пению, как и в низших школах других стран.

Более образованным было население Новгорода. Грамотность горожан подтверждается большим количеством археологических находок. Так, при раскопках в Новгороде были найдены сотни берестяных грамот (берёста – кора березы). Грамотные встречались среди людей всех сословий, но особенно среди боярской и купеческой молодежи. В былинах о Василии Буслаеве говорится: «Стали его, Васильюшку, грамоте учить, грамота ему в наук пошла». Но и крестьяне иногда посылали грамоты своему господину, а ремесленники с гордостью надписывали свои изделия. На пергаменте и бересте писали купчие – договоры о покупке, завещания и Другие деловые документы, договоры между князьями и с соседними государствами, жалобы, личные письма.

Но, конечно же, на Руси многие князья, бояре и дворяне, Даже священники, не говоря уже о крестьянах, были неграмотны или малограмотны. Они «еле брели по грамоте».

Знания о мире

Необычные явления природы пытались объяснить «Божьим промыслом» – вмешательством Бога в земные дела. Например, в затмении Луны или появлении кометы видели знамение (предвидение) грядущих междоусобиц в Орде и на Руси.

Постепенно расширялись географические знания. Послы, купцы и паломники посещали Византию, страны Востока и Западной Европы. Некоторые из них оставили интересные описания виденного, благодаря которым многие грамотные люди в Северо-Восточной Руси узнали о том, как живут люди за пределами их родины. Так, один путешественник, плывший Доном из Москвы в Царьград, рассказал о запустевших во время монголо-татарских нашествий южнорусских землях, о прекрасных зданиях, планировке улиц, фонтанах Константинополя, Софиевском соборе, монастыре в Афоне (Греция).

Особенно интересно «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. В 1466 году он отправился по Волге в страны Востока. Преодолев много трудностей, Никитин достиг Персии, а оттуда попал в Индию. Там он пробыл три года, изучил местные языки, быт и культуру народа. Он обратил внимание на угнетение, которому подвергались коренные, жители со стороны мусульманских завоевателей.


Дополнительное чтиво:

Литература Руси
Архитектура и изобразительное искусство на Руси
Русская живопись
Китай в борьбе за укрепление государственности
Империя Сунн. Борьба с чжурчжэнями
Жилище китайцев
Одежда, пища и напитки китайцев в средние века
Верования в средневековом Китае
Ремесла средневекового Китая
Образование в Китае в средние века
Научные знания средневековых китайских учёных
Искусство в Китае в эпоху средневековья
Государственная власть в Японии
Самураи – японские рыцари
Культура средневековой Японии
Литература в Японии эпохи средних веков
Архитектура, изобразительное искусство Японии
Чайная церемония родом из Японии



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru