Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Средних Веков

Содержание
Содержание
Что изучает история средних веков
Великое переселение народов
Возникновение Франкского королевства (будущей Франции)
Образование Священной Римской империи
Развлечения рыцарей
Культура Западной и Центральной Европы
Образ жизни славян в древности
Образование Киевской Руси, Чехии и Польши
Полабские и поморские славяне
Юстиниан и Феодора
Чему учит мусульманская религия
Право и мораль в Коране
Сунниты и шииты
В Европе возникают города
Цехи – союзы ремесленников
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Орден тамплиеров и Генеральные штаты
Усиление королевской власти в Англии XI-XII веках
Генрих II и Томас Бекет, или победа ценой жизни
Первый парламент Англии
Начало столетней войны
Народная героиня Жанна дАрк
Война Алой и Белой роз в Англии
Образование Испанского королевства
Городские республики в Италии
Владимиро-Суздальское княжество
Господин Великий Новгород
Боярская республика
Поход Батыя на Русь
Падение Византии и рост могущества Османской империи
Москва при Иване Калите
Присоединение Новгорода Иваном III
Изобретение книгопечатания
«Истинно только то, что доказано разумом»
Городская литература
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Литература Руси
Верования в средневековом Китае
Научные знания средневековых китайских учёных
Самураи – японские рыцари
Религии средневековой Индии
Индийская Литература
Как жили майя
Ацтеки
Государство инков
Народы Африки в средние века
Портал для родителей


Архитектура и изобразительное искусство на Руси

Особенности искусства

Искусство Северо-Восточной Руси XII–XV веков оставалось в основном церковным. По сравнению с искусством стран Западной Европы оно было очень самобытным. Так, его развитие здесь шло особым путем: оно не было ни ответвлением византийского искусства, ни подражанием Западной Европе. Пышность и торжественность, характерные для византийского искусства, сочетались с чертами народности и простоты. Не было в народном искусстве и духа страдания, присущего готическому стилю – в нем больше покоя, ясности, надежды на победу добра.

Архитектура Владимиро-Суздальской земли

В самостоятельных княжествах быстро строились города. Они соперничали между собой, стараясь показать силу и могущество своих князей. В разных частях Северо-Восточной Руси возникали местные особенности, которые определяли облик многих городов.

В XII веке первенство в искусстве перешло к Владимиро-Суздальскому княжеству. Но его процветание было недолгим. В это время сложился определенный тип храма: четырех-столпный и, как правило, одноглавый, с шлемовидным куполом на высоком барабане. Стены с других сторон расчленены на три части пилястрами – вертикальными выступами в виде четырехгранных столбов-колонн. Все части завершаются полукруглыми сводами, а на них положено общее перекрытие. Здания были торжественными и парадными, выделялись изящными линиями. Построенные из белого известняк; они имели светлый, нарядный вид.

Шедевры владимирской архитектуры – однокупольные Дмитриевский собор на княжеском дворе и церковь Покрова на Нерли, сооруженная на искусственном холме сред заливных лугов недалеко от княжеского дворца. Их верхние части стен и барабаны сплошь покрыты резьбой Резчики по камню проявили большое мастерство. Рельефы, расположенные по всей стене, образуют единое целое; Центральной фигуре библейского царя Давида с обеих сторон тесно примыкают ангелы, фантастические животные, птицы кентавры.

В отличие от Дмитриевского Успенский собор во Владимире – пятикупольный. Для него было выбрано самое высокое место на крутом берегу реки Клязьмы. Внутри храм был расписан фресками.

Андрей Боголюбский очень заботился о красоте своей столицы. Главный въезд во Владимир – величественная белокаменная башня с двумя боевыми площадками и аркой над воротами, увенчанной маленькой церковкой. Как и в Киеве, эта башня была названа Золотыми воротами.

Архитектура Новгорода и Пскова

В боярских республиках главными заказчиками в строительстве церквей были бояре, купцы, прихожане. Строились небольшие четырех-столпные кубические храмы с одним куполом, предназначенные для повседневных богослужений. Архитектура церквей здесь была простой и скромной. По сравнению с владимирскими церквями новгородские и псковские выглядят приземистыми, украшены они скупо. Подвалы этих церквей часто использовали как торговые склады.

Один из выдающихся памятников новгородской архитектуры – церковь Спаса на Нередице – построена на холме у реки Волхов. В кладке стен оставлены неровности, но пропорции здания хорошо продуманы. Стены церкви с других сторон расчленены пилястрами. Четыре столпа внутри храма поддерживали массивный барабан с узкими прорезями окон. Помещение церкви просторно, и с любого места можно было охватить взглядом богатую роспись, покрывавшую стены.

Псковским храмам особую красоту придавали сквозные звонницы (колокольни), разные по величине и форме, и пристроенные к главному зданию паперти и крылечки. Прославленных псковских строителей привлекали к работам в Москве и Троице-Сергиевом монастыре.

Перестройка кремля в Москве

Монголо-татарское нашествие нанесло огромный ущерб архитектуре. Каменное строительство было прекращено. Только с конца XIII века оно начало медленно возрождаться. Но из построек того времени почти ничего не сохранилось.

Новый этап в каменном строительстве на Руси начался при Иване III. При нем проводилась, занявшая около 20 лет, перестройка московского кремля. Стены перестраивались частями. Был сооружен ров, соединивший реку Неглинную с Москвой-рекой.

Для постройки нового Успенского собора и других зданий в кремле из Италии была приглашена группа архитекторов и инженеров во главе с Аристотелем Фиораванти (в 1474 году).

Завершение церковному ансамблю придавал построенный псковскими мастерами Благовещенский собор, служивший великокняжеской придворной церковью. На главной кремлевской площади была возведена стройная колокольня Ивана Великого.

От великокняжеского дворца до наших дней сохранилась только Грановитая палата, предназначенная для торжественных приемов. Снаружи здание было обложено белыми граненными плитками, отчего и получило свое название. Это был самый большой зал того времени; его своды опирались на громадный каменный столп посредине. В конце XVII века стены помещения изнутри были расписаны фресками.


Дополнительное чтиво:

Образование и знания о мире
Литература Руси
Русская живопись
Китай в борьбе за укрепление государственности
Империя Сунн. Борьба с чжурчжэнями
Жилище китайцев
Одежда, пища и напитки китайцев в средние века
Верования в средневековом Китае
Ремесла средневекового Китая
Образование в Китае в средние века
Научные знания средневековых китайских учёных
Искусство в Китае в эпоху средневековья
Государственная власть в Японии
Самураи – японские рыцари
Культура средневековой Японии
Литература в Японии эпохи средних веков
Архитектура, изобразительное искусство Японии
Чайная церемония родом из Японии



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru