Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Средних Веков

Содержание
Содержание
Что изучает история средних веков
Великое переселение народов
Возникновение Франкского королевства (будущей Франции)
Образование Священной Римской империи
Развлечения рыцарей
Культура Западной и Центральной Европы
Образ жизни славян в древности
Образование Киевской Руси, Чехии и Польши
Полабские и поморские славяне
Юстиниан и Феодора
Чему учит мусульманская религия
Право и мораль в Коране
Сунниты и шииты
В Европе возникают города
Цехи – союзы ремесленников
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Орден тамплиеров и Генеральные штаты
Усиление королевской власти в Англии XI-XII веках
Генрих II и Томас Бекет, или победа ценой жизни
Первый парламент Англии
Начало столетней войны
Народная героиня Жанна дАрк
Война Алой и Белой роз в Англии
Образование Испанского королевства
Городские республики в Италии
Владимиро-Суздальское княжество
Господин Великий Новгород
Боярская республика
Поход Батыя на Русь
Падение Византии и рост могущества Османской империи
Москва при Иване Калите
Присоединение Новгорода Иваном III
Изобретение книгопечатания
«Истинно только то, что доказано разумом»
Городская литература
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Литература Руси
Верования в средневековом Китае
Научные знания средневековых китайских учёных
Самураи – японские рыцари
Религии средневековой Индии
Индийская Литература
Как жили майя
Ацтеки
Государство инков
Народы Африки в средние века
Портал для родителей


Церковь в Византии

Во главе христианской церкви в Восточной Римской империи стоял константинопольский патриарх.

Но патриарх не имел таких обширных владений и больших доходов, как римский папа. Избрание патриарха зависело от императора: обычно он указывал, кого хотел видеть во главе церкви. Епископы и монастыри здесь не были столь богаты, как на Западе. Поэтому церковь в Византии была послушной воле императора, хотя отдельные патриархи и проявляли непокорность. Бывали случаи, когда император смещал неугодного патриарха, отправлял в ссылку и даже приказывал умертвить.

Церковь пользовалась большим влиянием в народе. Она раздавала продукты во время голода, содержала больницы для бедняков, приюты для сирот, ночлежки для бездомных, дома для престарелых. Многие из тех, кто уходил в монастырь, отдавали бедным свое имущество.

Иконоборчество

Помогая императорам в борьбе с иноверцами, церковь укрепляла свое положение. Ее поддерживали столичные высшие чиновники, составлявшие очень влиятельную часть правящего класса. С ними соперничала военная знать из провинций, военные успехи которой в борьбе с арабами усилили ее влияние в государстве. Из среды военной знати вышла династия императоров, правивших Византией с начала VIII до середины IX века.

В VIII – начале IX веков ряд византийских императоров вступали в конфликт с церковью. Они вели борьбу против почитания икон – изображений христианского Бога и сцен из Библии, которые помещались в храмах. Поэтому от современников они получили прозвище иконоборцев. Однако иконоборчество было только предлогом, используя который императоры закрывали крупные монастыри, конфисковывали их имущество, прежде всего земли, которые часто раздавались рыцарям за военную службу. Многие монастыри были закрыты, превращены в казармы или мастерские. Монахов силой и угрозами принуждали к военной службе и вступлению в брак, а непослушных отправляли в ссылку и даже казнили. Иконоборцев поддержали многие жители восточных областей империи. Но против них решительно выступили монахи, им удалось повести за собой часть населения Балканского полуострова.

Римский папа поддержал почитателей икон. Как раз в середине VIII века он вступил в союз с франкским королем. К концу этого века борьба с почитанием икон временно ослабела. В середине IX века почитание икон было торжественно восстановлено, а иконоборцев предали проклятию. Но церкви отобранные у неё богатства не возвратили.

Усиление знати в провинциях

Государство облагало крестьян крайне высокими налогами. Чиновники преследовали тех, кто не мог вносить налогов, заставляли платить за бежавших и разорившихся соседей.

Крестьяне из-за высоких налогов беднели и разорялись. Обедневших крестьян называли «убогими». В то же время в провинциях выделялись богатые люди – «сильные». В неурожайные годы они скупали участки бедняков, а иногда силой захватывали их земли. Спасаясь от налогов, бедняки нередко покидали свои участки, поселялись во владениях «сильных» и постепенно превращались в зависимых крестьян.

Крупные землевладельцы в провинциях содержали военные отряды из слуг и зависимых людей. Каждый из них мог выставить до 3 тысяч воинов. Военная знать поднимала мятежи и при поддержке населения провинций вела настоящие войны против императора.

В отличие от стран Западной Европы Византия сохранилась как единое государство. Власть императора мешала созданию сильного рыцарского войска. Армия, состоявшая из крестьян, сокращалась: оружие совершенствовалось и крестьяне не могли покупать дорогое снаряжение и боевых коней. Поэтому императоры стали набирать в войско иностранных наемников. Чтобы усилить конное войско, они также раздавали воинам на срок службы участки земли с живущими на них крестьянами.


Дополнительное чтиво:

Византийская империя в VI – XI веках
Юстиниан и Феодора
Войны Юстиниана
Византия в VII – XI веках. Борьба с внешними врагами



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru