Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Средних Веков

Содержание
Содержание
Что изучает история средних веков
Великое переселение народов
Возникновение Франкского королевства (будущей Франции)
Образование Священной Римской империи
Развлечения рыцарей
Культура Западной и Центральной Европы
Образ жизни славян в древности
Образование Киевской Руси, Чехии и Польши
Полабские и поморские славяне
Юстиниан и Феодора
Чему учит мусульманская религия
Право и мораль в Коране
Сунниты и шииты
В Европе возникают города
Цехи – союзы ремесленников
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Орден тамплиеров и Генеральные штаты
Усиление королевской власти в Англии XI-XII веках
Генрих II и Томас Бекет, или победа ценой жизни
Первый парламент Англии
Начало столетней войны
Народная героиня Жанна дАрк
Война Алой и Белой роз в Англии
Образование Испанского королевства
Городские республики в Италии
Владимиро-Суздальское княжество
Господин Великий Новгород
Боярская республика
Поход Батыя на Русь
Падение Византии и рост могущества Османской империи
Москва при Иване Калите
Присоединение Новгорода Иваном III
Изобретение книгопечатания
«Истинно только то, что доказано разумом»
Городская литература
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Литература Руси
Верования в средневековом Китае
Научные знания средневековых китайских учёных
Самураи – японские рыцари
Религии средневековой Индии
Индийская Литература
Как жили майя
Ацтеки
Государство инков
Народы Африки в средние века
Портал для родителей


Семья византийцев

В отличие от жителей античных городов византийцы мало интересовались общественными делами. Средоточием их жизни была семья.

В брак обычно вступали рано: юноши в 14–15 лет, девушки – даже раньше. Помолвка, то есть обещание вступить в брак, часто происходила между детьми по воле родителей, а ее нарушение осуждалось. Вступающие в брак венчались в церкви, а потом праздновали свадьбу по особому обряду. Повторные браки церковь не одобряла, хотя и запрета на них не было. Развод допускался очень редко.

Семьей руководил ее глава – отец. Послушание отцу и почитание матери считались долгом остальных домочадцев. Византийцы тепло и нежно относились к детям. Но в семьях императоров близкие люди в борьбе за власть не щадили друг друга: случалось, мать ослепляла родного сына, жена помогала заговорщикам свергать с трона мужа.

Женщины в семьях пряли, ткали и шили одежду. Жены ремесленников и торговцев порой сами торговали в лавках. Знатные женщины могли управлять в имениях хозяйством, особенно когда мужья служили далеко от дома. Но обычно они жили затворницами в женской половине дома. В женщине высоко ценили преданность семье, заботу о муже, любовь к детям. Также превозносили женскую красоту и воспевали её в стихах. Одно время в столице собирали самых красивых девушек империи на смотрины для выбора невесты императора.

Многие византийцы не доживали до 35 лет. Дольше других жили императоры – благодаря хорошему питанию и лечению, деятели культуры и отшельники. А в целом старый человек встречался редко.

Мораль византийцев

По сравнению с западноевропейцами византийцы были более сдержаны в проявлении чувств. Произвол власти порождал в людях страх, лживость, неискренность, недоверие даже к друзьям и близким. Один византийский вельможа, живший в XI веке, поучал своих сыновей: «Не поминай имени императора и императрицы, не ходи на пирушку, где можешь попасть в дурную компанию и быть обвиненным в заговоре, не рассуждай в присутствии важного лица, молчи, пока не спрашивают, не порицай поступки начальников, не то тотчас скажут, что ты «возмутитель народа».

Византийцы редко проявляли чувство собственного достоинства. Наоборот, приниженность, осторожность, подозрительность были привычны во дворце, в кругу друзей, порой даже в семье. Никто не чувствовал себя уверенно – ни простые люди, ни знать. В византийском обществе процветали доносы, оговоры, клевета.

Военная знать, как и на Западе, высоко ценила силу, отвагу и выносливость. Но если для западного рыцаря превыше всего были его честь и верность сеньору, то для византийца – личное благополучие.

Отношение к дружбе было искажено. Тот же византийский вельможа учил сыновей не доверять друзьям и даже советовал не приглашать их в свой дом, утверждая, что «в большом несчастье... не окажется друга». Дружбу подменяли личные связи, благодаря которым можно было продвинуться по службе или получить иные блага. Подобная корыстная «дружба» подкреплялась подарками и услугами. Личные связи и основанные на них услуги значили для византийцев больше, чем исполнение долга.


Дополнительное чтиво:

Быт и нравы населения Византии
Религиозность и церковные обряды
Культура Византии
Научные знания
Архитектура городов Византии



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru