Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Средних Веков

Содержание
Содержание
Что изучает история средних веков
Великое переселение народов
Возникновение Франкского королевства (будущей Франции)
Образование Священной Римской империи
Развлечения рыцарей
Культура Западной и Центральной Европы
Образ жизни славян в древности
Образование Киевской Руси, Чехии и Польши
Полабские и поморские славяне
Юстиниан и Феодора
Чему учит мусульманская религия
Право и мораль в Коране
Сунниты и шииты
В Европе возникают города
Цехи – союзы ремесленников
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Орден тамплиеров и Генеральные штаты
Усиление королевской власти в Англии XI-XII веках
Генрих II и Томас Бекет, или победа ценой жизни
Первый парламент Англии
Начало столетней войны
Народная героиня Жанна дАрк
Война Алой и Белой роз в Англии
Образование Испанского королевства
Городские республики в Италии
Владимиро-Суздальское княжество
Господин Великий Новгород
Боярская республика
Поход Батыя на Русь
Падение Византии и рост могущества Османской империи
Москва при Иване Калите
Присоединение Новгорода Иваном III
Изобретение книгопечатания
«Истинно только то, что доказано разумом»
Городская литература
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Литература Руси
Верования в средневековом Китае
Научные знания средневековых китайских учёных
Самураи – японские рыцари
Религии средневековой Индии
Индийская Литература
Как жили майя
Ацтеки
Государство инков
Народы Африки в средние века
Портал для родителей


Культура Византии

В начале средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Византийские города оставались не только центрами ремесла и торговли, но и культуры. Здесь не были забыты культурные достижения античного мира и стран Востока. Византия также заимствовала ценности культуры соседних народов. На ее культуру сильно повлияла и христианская религия.

Развитие образования

Государство в Византии нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были грамотно составлять и переписывать документы, законы, указы, договоры, отвечать на письма и прошения. Образованный человек мог достигнуть высокой должности, а с ней приходили власть и богатство.

В период раннего средневековья в Византийской империи было намного больше образованных людей, чем в Западной Европе. Начальные школы существовали не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях. В них могли учиться и дети простых людей, способных платить за учение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.

Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды греческих и римских ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, решали довольно сложные арифметические задачи.

В IX веке в Константинополе при императорском дворце была открыта высшая школа. В ней преподавали, кроме богословия, светские науки: мифологию, историю, географию, литературу. Через два столетия в столице империи был основан первый в Европе университет. Обучение в нем было бесплатным, но, чтобы в нем учиться, надо было иметь солидный багаж знаний.

Литература Византии

В Византии художественные произведения создавались на языках народов империи, но более всего – на греческом, который стал государственным. Как и на Западе, любимым чтением многих византийцев были «Жития святых». Поэты сочиняли также гимны, в которых прославляли святых мучеников.

На основе народных песен и сказаний о подвигах воинов в борьбе с арабами сложилась знаменитая эпическая поэма о Дигенисе Акрите (акрит – воин, охраняющий границы). Дигенис еще мальчиком изумлял всех своими подвигами, например, на охоте ударом кулака убил медведицу. Став юношей, он похитил дочь стратига прекрасную Евдокию, один победил огромное войско, посланное в погоню, и вынудил отца девушки согласиться на брак. Герой с женой и слугами поселился в отвоеванной у арабов стране за Евфратом, где совершил новые подвиги, убил трехголового дракона и льва, победил разбойников. Дигенис умер от внезапной болезни в расцвете сил, а Евдокия, не в силах пережить смерть любимого, умерла вместе с ним.

Герой этой поэмы силен и ловок, в бою не знает поражений, благороден и милостив к побежденным. Он почитает родителей, способен на великую любовь, восхищается красотой природы, любит музыку. В этом образе отразились представления византийцев о том, каким должен быть человек.


Дополнительное чтиво:

Быт и нравы населения Византии
Семья византийцев
Религиозность и церковные обряды
Научные знания
Архитектура городов Византии



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru