Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Средних Веков

Содержание
Содержание
Что изучает история средних веков
Великое переселение народов
Возникновение Франкского королевства (будущей Франции)
Образование Священной Римской империи
Развлечения рыцарей
Культура Западной и Центральной Европы
Образ жизни славян в древности
Образование Киевской Руси, Чехии и Польши
Полабские и поморские славяне
Юстиниан и Феодора
Чему учит мусульманская религия
Право и мораль в Коране
Сунниты и шииты
В Европе возникают города
Цехи – союзы ремесленников
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Орден тамплиеров и Генеральные штаты
Усиление королевской власти в Англии XI-XII веках
Генрих II и Томас Бекет, или победа ценой жизни
Первый парламент Англии
Начало столетней войны
Народная героиня Жанна дАрк
Война Алой и Белой роз в Англии
Образование Испанского королевства
Городские республики в Италии
Владимиро-Суздальское княжество
Господин Великий Новгород
Боярская республика
Поход Батыя на Русь
Падение Византии и рост могущества Османской империи
Москва при Иване Калите
Присоединение Новгорода Иваном III
Изобретение книгопечатания
«Истинно только то, что доказано разумом»
Городская литература
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Литература Руси
Верования в средневековом Китае
Научные знания средневековых китайских учёных
Самураи – японские рыцари
Религии средневековой Индии
Индийская Литература
Как жили майя
Ацтеки
Государство инков
Народы Африки в средние века
Портал для родителей


Сунниты и шииты

На всей территории, завоеванной арабами, постепенно распространялся ислам. Мусульмане составляли большинство населения Сирии, Египта и значительной части Африки, Ирана, Афганистана, части Индостана и Индонезии. Ислам также утвердился в Средней Азии, Азербайджане, у ряда народов Северного Кавказа и Поволжья. Только в Армении и Грузии сохранились христианские церкви, не зависевшие ни от римского папы, ни от константинопольского патриарха.

После Омара халифом стал Осман (644–656), из богатого мекканского рода Омейкдов. Он выдвигал своих родственников на высокие государственные посты, помогал им богатеть. Недовольные Османом поддерживали двоюродного брата Мухаммеда – Али, женатого на его единственной, оставшейся в живых дочери. Они утверждали, что престол халифа должны занимать Али и его потомки. Их стали называть шииты (от слова «шиа» – группа, партия). На сторону шиитов перешла не только часть знати, недовольная Омейядами, но и многие бедуины, крестьяне, ожидавшие от смены власти облегчения своей жизни.

Много шиитов под видом паломников прибыли в Медину. Они подняли мятеж, ворвались в дом Османа и убили его. Халифом был провозглашен Али (656–661). Но наместник Сирии из рода Омейядов начал против него военные действия. На правом берегу Евфрата произошло крупное сражение. Когда сторонники Али ворвались в лагерь сирийцев, то по приказу своего начальника подняли на копьях листы рукописей Корана и призвали решить спор, кому быть халифом, мирно, как это предписано в Коране.

Часть шиитов была не согласна с решением передавать трон халифа по наследству в одной семье. Они считали, что халифом можно выбрать любого мусульманина, даже не состоящего в родстве с Пророком. Около 12 тыс. человек отделились от войска Али и заявили: «Нет халифа иначе, как по воле Бога и народа». Тех, кто придерживался такой точки зрения, стали называть хариджитами (что означает «вышедшие»). Хариджиты выбрали своего халифа.

Халиф Али всячески преследовал хариджитов, даже в большей степени, чем сторонников Омейядов. За несколько лет он смог уничтожить их главные силы. За это даже многие прежние сторонники Али стали его ненавидеть. Однажды при входе в мечеть Али был заколот хариджитом.

Престол халифа перешел к Омейядам, которые правили с 661 по 750 год. Столицей халифата стал город в Сирии Дамаск.

Халифы из рода Омейядов были суннитами, поэтому они преследовали шиитов. Сунниты признавали священными книгами ислама не только Коран, но и Сунну – собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда, которая служила пояснением к Корану. Сунниты признавали халифа главой мусульманской церкви. Шииты же отвергали Сунну как священную книгу и требовали, чтобы верующими руководили духовные наставники – имамы. Наряду с Мухаммедом, шииты почитали Али, а священными местами, кроме Мекки и Медины, считали и города, «вязанные с Али и его потомками.


Дополнительное чтиво:

Войско арабов начинает завоевания
Продолжение завоеваний
Свержение Омейядов
Халифат при Аббасидах и его распад



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru