Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Средних Веков

Содержание
Содержание
Что изучает история средних веков
Великое переселение народов
Возникновение Франкского королевства (будущей Франции)
Образование Священной Римской империи
Развлечения рыцарей
Культура Западной и Центральной Европы
Образ жизни славян в древности
Образование Киевской Руси, Чехии и Польши
Полабские и поморские славяне
Юстиниан и Феодора
Чему учит мусульманская религия
Право и мораль в Коране
Сунниты и шииты
В Европе возникают города
Цехи – союзы ремесленников
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Орден тамплиеров и Генеральные штаты
Усиление королевской власти в Англии XI-XII веках
Генрих II и Томас Бекет, или победа ценой жизни
Первый парламент Англии
Начало столетней войны
Народная героиня Жанна дАрк
Война Алой и Белой роз в Англии
Образование Испанского королевства
Городские республики в Италии
Владимиро-Суздальское княжество
Господин Великий Новгород
Боярская республика
Поход Батыя на Русь
Падение Византии и рост могущества Османской империи
Москва при Иване Калите
Присоединение Новгорода Иваном III
Изобретение книгопечатания
«Истинно только то, что доказано разумом»
Городская литература
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Литература Руси
Верования в средневековом Китае
Научные знания средневековых китайских учёных
Самураи – японские рыцари
Религии средневековой Индии
Индийская Литература
Как жили майя
Ацтеки
Государство инков
Народы Африки в средние века
Портал для родителей


Литература арабских стран

Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.

Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая жизнь кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах и состязаниях со своими стихами. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову, преданного своему племени.

Знакомство с культурой покоренных народов во многом изменило вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы о добре и зле, жизни и смерти. Стихи исполнялись певцами под музыку, а наиболее удачные становились песнями.

Выдающимся арабским поэтом был Аль Маари. Слепой с детства, он овладел всеми знаниями, обязательными для образования мусульманина. Около полувека поэт безвыездно прожил в родном селении в Сирии. Его дом посещали почитатели и ученики со всего мусульманского мира, многие образованные люди переписывались с ним. Поэт был недоволен моралью общества, ощущал бессилие перед царящим в нем злом, писал об одиночестве человека во враждебном мире. Он видел свой долг в служении людям:

Кто верой и правдой народу служил, Не зря свою жизнь в этом мире прожил.

Особых успехов достигла поэзия в Иране и Средней Азии, где поэты писали свои произведения обычно на таджикском языке.

Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси. Свыше 30 лет он работал над поэмой «Шах-наме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев. Поэт призывал правителей прекратить междоусобные войны и объединиться для борьбы с врагами, заботиться о процветании страны и быть справедливыми к своим подданным. Фирдоуси высоко ценил знания: «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знанья обрести».

Искусство. Из всех видов искусства наибольших успехов достигла архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, мавзолеи и крепости. Всему миру известна Альгамбра – дворец, построенный арабами в городе Гранаде. Он сложен из красного камня на высоком холме. Строгость внешнего вида контрастирует с роскошью и изяществом внутренних покоев.

В городах всюду сооружали мусульманские храмы – мечети. Мечеть служила местом для молитв и залом суда. В мечети хранились собранные для бедных деньги, здесь также собирались и просто, чтобы потолковать с друзьями. Главная часть мечети – четырехугольный молитвенный зал, открытый во дворе. Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся укрывались от солнца и отдыхали. В середине двора верующие совершали омовение в бассейне с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются верующие, а стены лишь расписаны – и то не всегда – изречениями из Корана.

Около каждой мечети возводили один или несколько минаретов – высоких башен, с которых пять раз в день созывали верующих на молитву.

Арабские постройки украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками – сложными узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Кружевная резьба и многоцветный рисунок и ныне создают впечатление невесомости камня.

В Средней Азии сложился оригинальный тип построек: над мечетями и мавзолеями (гробницами) возводили большие купола, стены и купол украшали красивыми геометрическими узорами.

Мусульманская религия запрещала изображать людей и животных. Поэтому скульптура и живопись в странах халифата в первые столетия средневековья почти не развивались. Позднее в книгах стали помещать миниатюры со сценами из народной жизни, событий при дворе халифа, сказочных зверей и птиц.


Дополнительное чтиво:

Народные восстания в халифате
Распад халифата
Культура стран халифата
Наука у арабов



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru