Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Средних Веков

Содержание
Содержание
Что изучает история средних веков
Великое переселение народов
Возникновение Франкского королевства (будущей Франции)
Образование Священной Римской империи
Развлечения рыцарей
Культура Западной и Центральной Европы
Образ жизни славян в древности
Образование Киевской Руси, Чехии и Польши
Полабские и поморские славяне
Юстиниан и Феодора
Чему учит мусульманская религия
Право и мораль в Коране
Сунниты и шииты
В Европе возникают города
Цехи – союзы ремесленников
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Орден тамплиеров и Генеральные штаты
Усиление королевской власти в Англии XI-XII веках
Генрих II и Томас Бекет, или победа ценой жизни
Первый парламент Англии
Начало столетней войны
Народная героиня Жанна дАрк
Война Алой и Белой роз в Англии
Образование Испанского королевства
Городские республики в Италии
Владимиро-Суздальское княжество
Господин Великий Новгород
Боярская республика
Поход Батыя на Русь
Падение Византии и рост могущества Османской империи
Москва при Иване Калите
Присоединение Новгорода Иваном III
Изобретение книгопечатания
«Истинно только то, что доказано разумом»
Городская литература
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Литература Руси
Верования в средневековом Китае
Научные знания средневековых китайских учёных
Самураи – японские рыцари
Религии средневековой Индии
Индийская Литература
Как жили майя
Ацтеки
Государство инков
Народы Африки в средние века
Портал для родителей


крестовый поход

Первый крестовый поход

Так хочет Бог!

В 1095 году на обширной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с речью римский папа. Он призвал собравшихся «опоясаться мечом» и двинуться в восточные страны для «освобождения гроба Господня из рук неверных» – мусульман. Всем участникам похода папа обещал полное прощение грехов. Хронист сообщает, что речь папы неоднократно прерывалась возгласами слушателей: «Так хочет бог!» В знак готовности немедленно двинуться многие тут же нашивали себе на одежду кресты из красной материи. Поэтому участников походов на Восток стали называть крестоносцами, а сами походы – крестовыми.

Кто отправился в крестовые походы

Конец XI века, ознаменованного феодальными войнами и стихийными бедствиями, был особенно тяжелым. Европа пережила «семь тощих лет» – страшную полосу неурожаев, падежа скота, массовых эпидемий. Отчаяние и голод гнали жителей деревень с обжитых мест. В походе на Восток крестьяне видели возможность улучшить свою жизнь и освободиться от своих господ.

Взоры феодалов также обратились к восточным странам, о несметных богатствах которых они немало наслышались от купцов и паломников. Поэтому они надеялись поживиться в богатых городах Востока и там создать новые земельные владения. В XI веке в Западной Европе появилось много безземельных рыцарей – «голяков», как их нередко называли. В основном это были младшие сыновья феодалов, не получившие в наследство ничего, кроме коня и доспехов. Война и разбой были их главным занятием. Они и составили главную силу крестовых походов. Разбогатеть грабежом и приобрести земли было для них мечтой особенно желанной. Однако значительная часть рыцарства искренне верила в необходимость освобождения христианских святынь, и это было для них главной целью в походе.

О приобретении новых владений на Востоке мечтало и духовенство. Римский папа хотел еще больше усилить свою власть и увеличить доходы, подчинив себе восточные страны.

В середине XI века большую часть арабских владений в Азии завоевали турки-сельджуки. Но вскоре их обширное государство распалось на отдельные княжества (эмираты). Это внушало крестоносцам надежду на легкое завоевание богатых восточных стран.

Поход бедноты

Раньше всех двинулись к Иерусалиму крестьяне стран Западной Европы. Весной 1096 года вверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись нестройные толпы бедняков. Они соединились в 5–6 отрядов, насчитывавших 60–70 тысяч человек. Отряды бедняков обычно возглавляли рыцари, опытные в военном деле. На скрипучих телегах двигались бедняки вместе с семьями в чужие края в поисках лучшей жизни. Плохо вооруженные и без припасов шли крестьяне к неведомому Иерусалиму, занимаясь в дороге собиранием милостыни и грабежом. Население Венгрии и Болгарии, через территорию которых двигались крестоносцы, давало отпор пришельцам, истребляло и преследовало отставших.

Понеся в пути большие потери, бедняки добрались до Константинополя. Многие из них вели себя в столице разнузданно: разрушали и поджигали дворцы в предместьях, нападали на горожан и их дома. Византийский император поспешил переправить отряды крестьян в Малую Азию. Турки-сельджуки заманили их в засаду и в первом же бою уничтожили столько людей, что сложенные в одну кучу тела погибших, по словам современника, «образовали нечто вроде высокой горы». Лишь немногим удалось спастись бегством. Не свободу, а гибель нашли крестьяне на Востоке.

Поход феодалов

Осенью 1096 года из Франции, Германии и Италии разными путями двинулись на восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. Они запаслись деньгами и были хорошо вооружены. Феодалы взяли с собой слуг и шутов, охотничьих собак и соколов.

Умный, осторожный и дальновидный византийский император Алексей I, основатель династии Комнинов, требовал от каждого из вождей крестоносцев, постепенно прибывавших в Константинополь, чтобы они приносили ему вассальную присягу. Действуя силой, угрозами и подкупом, он добился от них обещания, что все отвоеванные у турок-сельджуков земли перейдут под верховную власть империи. Но предводители крестоносцев не собирались выполнять свои обязательства, а хотели лишь обеспечить на первых порах помощь императора.

Сойдясь в столице Византии, крестоносцы переправились в Малую Азию. Переход через горные, безводные местности был очень трудным. Участники похода страдали от голода, жажды и болезней. Крестоносцев постоянно тревожила своими налетами легкая конница мусульман. В решающем сражении рыцари все же разбили сельджуков.

По пути крестоносцы захватывали города, грабили и убивали местных жителей. Не раз между вождями отрядов возникали столкновения из-за добычи. «Всякое место, которое отдавал нам Бог, – писал хронист, – вызывало спор». После длительной, тяжелой осады крестоносцы овладели Антиохией. Здесь основал свое княжество один из вождей крестоносцев и дальше к Иерусалиму не пошел; другой из вождей утвердился в богатом армянском городе Эдёссе. Многие участники похода погибли в пути или остались в захваченных землях, немало их вернулось на родину.

Пока крестоносцы сражались в Сирии, император Алексей I отвоевал у сельджуков области и города в Малой Азии. И после этого перестал помогать западным рыцарям.

В 1099 году, после трехлетнего похода, крестоносцы подошли к Иерусалиму. Осада хорошо укрепленного города затянулась на месяц. Лишь когда купцы из Генуи подвезли на судах осадные орудия, после ожесточенного штурма город был взят. Рыцари учинили страшную резню мусульманского населения. Участник похода писал о взятии Иерусалима: «Не пощадили ни женщин, ни малюток. Крестоносцы разбрелись по домам горожан, захватывая все, что в них находили». Грабежи и убийства прерывались лишь молитвами, после которых кровопролитие возобновлялось.


Дополнительное чтиво:

Могущество папской власти
Наместники Бога на земле
Источники богатств церкви
Католическая церковь и еретики
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Нищенствующие ордена монахов
Государства крестоносцев
Борьба народов Востока против крестоносцев
Четвертый крестовый поход
Жестокие последствия крестовых походов



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru