Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Средних Веков

Содержание
Содержание
Что изучает история средних веков
Великое переселение народов
Возникновение Франкского королевства (будущей Франции)
Образование Священной Римской империи
Развлечения рыцарей
Культура Западной и Центральной Европы
Образ жизни славян в древности
Образование Киевской Руси, Чехии и Польши
Полабские и поморские славяне
Юстиниан и Феодора
Чему учит мусульманская религия
Право и мораль в Коране
Сунниты и шииты
В Европе возникают города
Цехи – союзы ремесленников
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Орден тамплиеров и Генеральные штаты
Усиление королевской власти в Англии XI-XII веках
Генрих II и Томас Бекет, или победа ценой жизни
Первый парламент Англии
Начало столетней войны
Народная героиня Жанна дАрк
Война Алой и Белой роз в Англии
Образование Испанского королевства
Городские республики в Италии
Владимиро-Суздальское княжество
Господин Великий Новгород
Боярская республика
Поход Батыя на Русь
Падение Византии и рост могущества Османской империи
Москва при Иване Калите
Присоединение Новгорода Иваном III
Изобретение книгопечатания
«Истинно только то, что доказано разумом»
Городская литература
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Литература Руси
Верования в средневековом Китае
Научные знания средневековых китайских учёных
Самураи – японские рыцари
Религии средневековой Индии
Индийская Литература
Как жили майя
Ацтеки
Государство инков
Народы Африки в средние века
Портал для родителей


Могущество папской власти

В XI–XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одного крупного события. Церковь выступила вдохновителем и организатором крестовых походов на Восток, оставивших заметный след в культуре и обычаях населения Западной Европы.

Разделение церквей

До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был римский папа, а в Византии – константинопольский патриарх, подчинявшийся императору.

От Византии христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Европы и Балканского полуострова. Но римский папа хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Константинопольский патриарх, разумеется, противился этому. Из-за господства над христианской церковью между римским папой и константинопольским патриархом шла острая борьба.

Между церквами на Западе и Востоке существовали различия в обрядах и учении. На Западе совершали крестное знамение сложенными в щепоть пятью пальцами, на Востоке – тремя. В раздробленной Западной Европе церковь сохранила единый язык богослужения – латинский, восточная же церковь вела его на греческом, но допускала при обращении народов в христианство богослужение на местных языках. Позднее на Западе было запрещено вступать в брак всем духовным лицам, на Востоке же – только монахам, а священники были женатыми. Даже внешне восточные священники отличались от западных: не брили бороды, не выстригали волосы на темени.

В 1054 году, во время очередного конфликта, папа и патриарх предали друг друга проклятию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что означает всемирная), а восточная – православной (то есть «правильной веры»). После разделения обе церкви стали полностью самостоятельными. Такое разделение существует и поныне.

Клюнийское движение

С середины IX века власть папы крайне ослабела; ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой, как известно, поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Влияние церкви на верующих ослаблялось, что очень беспокоило многих церковных деятелей.

В католической церкви началось движение за усиление власти папы. Это движение возглавил монастырь в Клюни (в Восточной Франции), и оно постепенно охватило более двух тысяч монастырей. Его сторонники – клюнийцы – требовали, чтобы монахи строго соблюдали безбрачие, выступали против продажи церковных должностей и назначения епископов светскими государями. В этой борьбе они добились больших успехов.

Со второй половины XI века папа избирался высшими должностными лицами католической церкви – кардиналами – без вмешательства императора и других светских государей. Чтобы никто не мог влиять на выборы папы, собравшихся кардиналов даже запирали в зале на ключ, и само собрание кардиналов для избрания папы стали называть конклавом (в переводе с латинского – «под ключ»). Если через три дня они не приходили к согласию, их питание ограничивали, а еще через пять дней, чтобы ускорить выборы, переводили на хлеб и воду.


Дополнительное чтиво:

Наместники Бога на земле
Источники богатств церкви
Католическая церковь и еретики
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Нищенствующие ордена монахов
Первый крестовый поход
Государства крестоносцев
Борьба народов Востока против крестоносцев
Четвертый крестовый поход
Жестокие последствия крестовых походов



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru