Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Средних Веков

Содержание
Содержание
Что изучает история средних веков
Великое переселение народов
Возникновение Франкского королевства (будущей Франции)
Образование Священной Римской империи
Развлечения рыцарей
Культура Западной и Центральной Европы
Образ жизни славян в древности
Образование Киевской Руси, Чехии и Польши
Полабские и поморские славяне
Юстиниан и Феодора
Чему учит мусульманская религия
Право и мораль в Коране
Сунниты и шииты
В Европе возникают города
Цехи – союзы ремесленников
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Орден тамплиеров и Генеральные штаты
Усиление королевской власти в Англии XI-XII веках
Генрих II и Томас Бекет, или победа ценой жизни
Первый парламент Англии
Начало столетней войны
Народная героиня Жанна дАрк
Война Алой и Белой роз в Англии
Образование Испанского королевства
Городские республики в Италии
Владимиро-Суздальское княжество
Господин Великий Новгород
Боярская республика
Поход Батыя на Русь
Падение Византии и рост могущества Османской империи
Москва при Иване Калите
Присоединение Новгорода Иваном III
Изобретение книгопечатания
«Истинно только то, что доказано разумом»
Городская литература
Первые гуманисты эпохи Раннего Возрождения
Литература Руси
Верования в средневековом Китае
Научные знания средневековых китайских учёных
Самураи – японские рыцари
Религии средневековой Индии
Индийская Литература
Как жили майя
Ацтеки
Государство инков
Народы Африки в средние века
Портал для родителей


Католическая церковь и еретики

Презирай богатства земные

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что каждый человек от рождения принадлежит к определенному сословию.

Сословия – большие группы людей, обладающие одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. Первым сословием считалось духовенство. Оно должно было молиться, «заступаться перед богом» за грешников. Все светские феодалы составляли второе сословие – дворянство. Обязанность дворян состояла в том, чтобы воевать, защищать короля и его подданных от врагов. Духовенство и дворянство имели ряд привилегий, то есть прав, которыми обладали только они. Нередко их освобождали от уплаты налогов королю. Все остальное население позже составило третье сословие. Его обязанностью было своим трудом содержать два высших сословия.

Христианская мораль предписывала каждому человеку «соблюдать свое место в жизни». Она требовала выполнять правила поведения, обозначенные в Библии: не убивай, не кради, почитай отца и мать своих, возлюби ближнего, как самого себя, относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе, и другие. Эти правила выполняли не все верующие христиане. Но все же учение церкви смягчало жестокие нравы и благоприятно влияло на часть людей того времени.

Образцом, на кого следует равняться, считался святой, чаще всего монах, который отрекся от земных забот и соблазнов. Святой, как правило, был нищим – поскольку считалось, что владение имуществом отвлекает от забот о спасении души, порождает жадность и вражду. «Презирай богатства земные, – говорил один церковный деятель, – чтобы ты мог обрести богатства небесные».

Церковь призывала добрыми делами спасти от ада свою душу и заслужить место в раю, например помогать нищим, больным, калекам. Короли и знатные феодалы содержали при дворах множество нищих, раздавали им мелкие деньги, подкармливали, но никто не пытался изменить их положение. В целом погоню за богатством христианская мораль не одобряла; ведь в Евангелии было сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай».

Против чего выступали еретики

Как ни сильна была церковь, среди горожан и крестьян появлялось все больше людей, выступавших против ее учения. Таких людей духовенство называло еретиками (еретик в переводе с греческого означает «отступник»).

Еретики утверждали, что церковь «испорчена»; папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие с его идеей «апостольской бедности». В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за отказ от бедности. Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным и жили за счет подаяний.

Многие еретики защищали крестьян и бедняков. Они выступали против феодальных повинностей и налогов, призывали «жить трудом рук своих». Некоторые даже требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе. Были среди них и такие, кто предсказывал, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости» или «царство Божье на земле».

В борьбе еретиков выражался протест горожан, крестьян, бедняков против феодальных порядков и господствующей церкви.


Дополнительное чтиво:

Могущество папской власти
Наместники Бога на земле
Источники богатств церкви
Инквизиция как метод борьбы с еретиками
Нищенствующие ордена монахов
Первый крестовый поход
Государства крестоносцев
Борьба народов Востока против крестоносцев
Четвертый крестовый поход
Жестокие последствия крестовых походов



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru