Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Древнего Мира

Содержание
Содержание
Что изучает история древнего мира
История и историческое время. Исторические источники
История календаря
Начало обработки металлов и возникновение ремесел
Ранние города
Трипольская культура
Появление государства в Древнем Египте
Фараон и его власть
Религия, мифология и древнейшие культы Египта
Заупокойный культ Египта
Научные знания египтян
Древний Вавилон
Ассирия во второй половине II тыс. до н.э.
Халдейское царство
Финикия и ее история
Карфаген
Правление Давида и Соломона
Истоки Персидского государства
Культура и религия Месопотамии в III-II тысячелетии до н.э.
Древнейшие культы Индии
Буддизм родом из Индии
Культура Древней Индии
Китайская империя Цинь (221-207 гг. до н.э.)
Конфуций и его учение
Цивилизация острова Крит
Троя и троянская война
Религия древних греков и пантеон олимпийских богов
Древняя Спарта
Города-колонии Северного Причерноморья
Афинская демократия. "Золотой век" Афин времен Перикла
Ораторское искусство в Древней Греции
Значение греческой модели государства
Возникновение города Рима и правление царей
Поход Ганнибала в Италию
Восстание Спартака
Римская республика
Римская культура времен республики
Вторжение варваров
Предпосылки возникновения христианства
Первые христианские общины и церкви
Важнейшие даты и события Древнего Мира
Словарь некоторых понятий и терминов
Портал для родителей


История и историческое время. Исторические источники

«Отцом истории» считают Геродота (485-425 г. до н.э.). Он первый начал вести систематические записи, пользуясь свидетельствами очевидцев, сведениями, почерпнутыми из ранее написанных текстов. Но, конечно, не все историки являются очевидцами событий прошлого. Работы большинства историков основываются на. свидетельствах и документах той исторической эпохи, которую они описывают.

Понятно, что о событиях недавнего прошлого можно узнать из письменных источников – исторических книг, древних хроник и летописей, надписей на камне или бересте (как в Новгородской земле), папирусе (как в древнем Египте), религиозных текстов (например – Библия, Коран, Веды), сохранившихся писем и других.

Историческое время – это тот отрезок истории человечества, о котором мы можем узнать из письменных источников.

Но возникает вопрос – как ученые могут изучать далекое прошлое, события, которые отделяют от нас тысячи и даже сотни тысяч, миллионы лет? Что можно сказать о событиях, происходивших задолго до изобретения письменности? Ведь дописьменная история, или предыстория, составляет 99,998% истории человечества.

Тут на помощь приходит археология (в переводе с греческого «архайос» – древний, «логос» – наука, слово) – наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным, археологическим памятникам. Их находят, в первую очередь, при раскопках поселений и погребений. Остатки зданий многое могут рассказать о том, как жили люди в прошлом. Погребения говорят о возрасте умерших, а значит – и о средней продолжительности жизни, об их образе жизни. И, конечно, погребения свидетельствуют о верованиях людей.

Археологи исследуют культурный слой – слой земли, образовавшийся за время деятельности человека и сохранивший следы его жизни. Там, где люди живут недавно, – например, на окраинах города, – этот слой имеет толщину несколько сантиметров. А в древнейших городах Междуречья он составляет 20 метров, в некоторых селениях Средней Азии – 34 метра! В культурном слое можно найти такие изделия, как монеты, глиняную посуду, орудия труда, оружие. Эти находки, а также кости животных, иногда сохраняющиеся остатки шкур и семян растений помогают определить род занятий древних людей, то, чем они питались.

Кроме того, многое можно узнать по древним произведениям изобразительного искусства – наскальным рисункам, фрескам, а также по дошедшим до нас скульптурам, статуэткам.

Иногда человеческая трагедия, случившаяся в далеком прошлом, предоставляет современным историкам возможность получить ценнейшие сведения. Так, в 79 году н.э. в результате извержения вулкана Везувий, который находится в Италии, погиб римский город Помпеи. Многие жители не успели покинуть его и оказались погребенными под многометровым слоем вулканического пепла и лавы. В результате раскопок в 1748 г. были обнаружены храмы, рынки, жилые дома, виллы с великолепно сохранившимися мозаиками, фресками, предметами обихода.

Гидроархеологи, работающие под водой, при помощи аквалангов и другого снаряжения отыскивают города, опустившиеся вместе с сушей на дно морей, как это случилось с некогда могущественным Пантикапеем (недалеко от современной Керчи). Интересные находки делают гидроархеологи и в реках, доставая старинные пушки и ядра, остатки кораблей и груз, который они перевозили.

Есть ученые, которые в наши дни могут побывать в далеком прошлом, например – в каменном веке, без всякой машины времени. Это – этнографы. Этнография (в переводе с греческого «этнос» – народ, «графо» – пишу) – наука, которая изучает обычаи, традиции, верования, быт и способы ведения хозяйства разных народов. Добравшись до затерявшихся в джунглях реки Амазонки племен индейцев, некоторых африканских племен, австралийских аборигенов, которые отстали в своем развитии от других народов и до сих пор живут в каменном веке, этнографы попадают в настоящие «затерянные миры». Изучая жизнь и быт этих людей, можно выявить общее в их обычаях, традициях, хозяйстве и с большой долей уверенности говорить о том, что примерно так же жили люди каменного века десятки тысяч лет назад.

Много важнейших сведений о внешнем виде человека на разных этапах истории дает антропология – наука о строении человека. Всемирно известный советский антрополог М.М. Герасимов, другие ученые создали метод восстановления липа по найденному черепу. Они выяснили, что, например, отверстие носа на черепе определяет форму носа, от размеров зубов и челюстей зависят величина рта и толщина губ и так далее. Благодаря этому методу по черепам были реконструированы (восстановлены) не только портреты исторических деятелей прошлого – киевского князя Ярослава Мудрого, поэта Фридриха Шиллера и многих других, но и внешний вид древнейших людей – синантропов, неандертальцев, кроманьонцев.

Многое об истории родного края можно узнать из устной истории – воспоминаний пожилых людей, а также легенд, мифов, сказаний. Конечно, устные свидетельства могут рассказать лишь об относительно недавнем прошлом.

Частью истории является история каждой семьи. Если она записывается на протяжении нескольких поколений, то можно узнать о прошлом не только семьи, но и о прошлом края, где жила эта семья.

Ты тоже можешь стать летописцем истории своей семьи, своего рода, составив генеалогическое древо семьи, описав наиболее важные и самые интересные события этой истории. Как это сделать – тебе может подсказать твой учитель истории, старшие.

Таким образом, историки используют такие исторические источники:

– письменные источники (летописи, деловые документы, религиозные тексты, письма);

– вещественные источники (орудия труда, предметы обихода, оружие);

– устные свидетельства (воспоминания, легенды, мифы).

Всю историю человечества – 2 600 000 лет – можно представить себе как марафонскую дистанцию длиной 42 километра 195 метров. Если вообразить, что эту дистанцию (историческую дистанцию) при помощи фантастической машины времени преодолевает бегун, то на протяжении большей части пути в истории, сжатой до сорока двух с небольшим километров, происходит очень мало изменений. Лишь на 26-м километре первобытную тьму рассеял огонь, который начал использовать питекантроп. Только на 41-м километре марафонец заметил первые ловушки для животных, сделанные одетыми в шкуры неандертальцами. Кроманьонец с луком и стрелами появился возле беговой дорожки, когда до финиша оставалось примерно 650 метров. Лишь за 74 метра до конца дистанции (то есть до наших дней) бегун увидел египетские пирамиды. За 44 метра у беговой дорожки начали строиться римские легионы, которые рассеялись через 20 метров (более 1160 лет), когда Рим пал под натиском варваров-готов. За семь с половиной метров до конца бега промелькнула фигура седовласого старца – Леонардо да Винчи. Лишь за 3 метра до финиша марафонец услышал шум первой железной дороги, и за 66 сантиметров – за мгновение до финиша – в небо взмыл первый космический корабль.

Изучением письменных источников занимается специальная историческая дисциплина – источниковедение. Важная задача историка – правильно понять («интерпретировать») источник. В этом на помощь ему приходят вспомогательные исторические дисциплины:

палеография (в переводе с греческого «палайос» – древний и «графо» – пишу) – наука о древних письменах, помогающая их прочесть и понять;

хронология (в переводе с греческого «хронос» – время и «логос» – наука, учение) – наука о различных системах счета времени, то есть календарях и эрах;

метрология (в переводе с греческого «метрон» – мера и «логос» – учение) – наука о разных мерах веса, размера и т.д.;

другие вспомогательные исторические дисциплины, изучающие печати (сфрагистика), гербы (геральдика), монеты (нумизматика) и т.д.


Страницами истории Древнего Мира:

История календаря
Отсчет времени в истории
Появление предков человека
Изменения естественной среды
Неандерталец
Человек разумный, его внешний вид и расселение
Возникновение новых форм человеческого общества. Родовая община, племя, род
Первые виды земледелия и скотоводства
Начало обработки металлов и возникновение ремесел
Ранние города



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru