Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Древнего Мира

Содержание
Содержание
Что изучает история древнего мира
История и историческое время. Исторические источники
История календаря
Начало обработки металлов и возникновение ремесел
Ранние города
Трипольская культура
Появление государства в Древнем Египте
Фараон и его власть
Религия, мифология и древнейшие культы Египта
Заупокойный культ Египта
Научные знания египтян
Древний Вавилон
Ассирия во второй половине II тыс. до н.э.
Халдейское царство
Финикия и ее история
Карфаген
Правление Давида и Соломона
Истоки Персидского государства
Культура и религия Месопотамии в III-II тысячелетии до н.э.
Древнейшие культы Индии
Буддизм родом из Индии
Культура Древней Индии
Китайская империя Цинь (221-207 гг. до н.э.)
Конфуций и его учение
Цивилизация острова Крит
Троя и троянская война
Религия древних греков и пантеон олимпийских богов
Древняя Спарта
Города-колонии Северного Причерноморья
Афинская демократия. "Золотой век" Афин времен Перикла
Ораторское искусство в Древней Греции
Значение греческой модели государства
Возникновение города Рима и правление царей
Поход Ганнибала в Италию
Восстание Спартака
Римская республика
Римская культура времен республики
Вторжение варваров
Предпосылки возникновения христианства
Первые христианские общины и церкви
Важнейшие даты и события Древнего Мира
Словарь некоторых понятий и терминов
Портал для родителей


древний Рим

Римская семья и воспитание детей

В римской семье главным был отец семейства – патер фамилиас. В состав семьи входили отец, мать, дочери, сыновья, их жены и дети. Власть отца распространялась на всех членов семьи. Он мог рожденного ребенка признать своим и оставить в семье или умертвить. Отец обычно сам выбирал спутника жизни для своей дочери или сына.

Девушка, выходя замуж, из-под власти отца поступала под власть мужа. Замуж ее выдавали рано, иногда даже в 13 лет. К женщине в Риме относились с уважением. Она была в доме полновластной хозяйкой, которая распоряжалась всем. Женщина обедала с мужем и его друзьями за одним столом, бывала в обществе, ходила в гости. Но женщина не имела гражданских прав.

Рождение ребенка в семье было праздником, о котором оповещали всех соседей венки, повешенные на дверях. Отец поднимал младенца, которого клали перед ним на землю; это значило, что он признавал его своим законным ребенком. На девятый день после рождения ребенку давали имя. При этом новорожденному дарили особый амулет для защиты от злых духов. Римляне доверяли уход за малышами рабыням-гречанкам, учившим их греческому языку, знание которого очень ценилось.

Дети начинали посещать школу в 7 лет. Специальных школьных помещений не было. Учитель снимал большую комнату в какой-нибудь лавке. Ученики сидели на стульях, таблички для письма раскладывали на коленях. Школьная дисциплина была жесткая, непослушных учеников секли розгами.

В начальной школе детей учили читать и писать. Буквы процарапывали на табличках, покрытых воском, заостренной металлической ручкой, называемой стилем. Писали и на листах папируса особыми чернилами, приготовленными из клея и сажи.

После пяти лет обучения дети переходили в среднюю школу, к учителю грамматики. С ним они изучали римскую и греческую литературу, историю, астрономию, геометрию, музыку.

Когда юноше исполнялось 13 лет, он продолжал образование у ритора – учителя красноречия. Ритор готовил политических деятелей или юристов.

Сыновья богатых римлян могли продолжить свое образование за границей – в Афинах, на острове Родос, – где они совершенствовались в ораторском искусстве, в философии. В 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.

Девочки в богатых семьях учились дома, а бедные ходили в школу вместе с мальчиками. Образование было необходимо женщинам прежде всего для участия в общественной жизни.

В Риме немало образованных людей было среди рабов. Они преподавали в школах, учили музыке, были архитекторами. Чтобы повысить ценность рабов, для рабов-детей организовывали школу педагогиум.


Гораций. О римской роскоши.

Цветов коврами с миртовой порослью Заменены маслины рощи,

Сколько плодов приносившей прежде;

И лавр густою перенял зеленью

Весь жар лучей... Не то заповедали

нам Ромул и Катон суровый, –

Предки другой нам пример давали,

Скромные доходы были у каждого,

Но умножалась общая собственность;

В своих домах не знали прежде

Портиков длинных, лицом на север,

Простым дерном умели не брезговать

И дозволяли камень обтесанный

Лишь в государственных постройках

да при убранстве священных храмов.


Страницами истории Древнего Мира:

Кризисные явления в Римской империи
“Солдатские” и “сенатские" императоры Рима. Кризис III в. н.э.
Вторжение варваров
Реформы Диоклетиана
Реформы Константина
Варварские племена – соседи Римской империи
Первое падение Рима
Вторжение гуннов
Значение истории и культурного наследия Древнего Рима
Предпосылки возникновения христианства
Иисус Христос



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru