Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Древнего Мира

Содержание
Содержание
Что изучает история древнего мира
История и историческое время. Исторические источники
История календаря
Начало обработки металлов и возникновение ремесел
Ранние города
Трипольская культура
Появление государства в Древнем Египте
Фараон и его власть
Религия, мифология и древнейшие культы Египта
Заупокойный культ Египта
Научные знания египтян
Древний Вавилон
Ассирия во второй половине II тыс. до н.э.
Халдейское царство
Финикия и ее история
Карфаген
Правление Давида и Соломона
Истоки Персидского государства
Культура и религия Месопотамии в III-II тысячелетии до н.э.
Древнейшие культы Индии
Буддизм родом из Индии
Культура Древней Индии
Китайская империя Цинь (221-207 гг. до н.э.)
Конфуций и его учение
Цивилизация острова Крит
Троя и троянская война
Религия древних греков и пантеон олимпийских богов
Древняя Спарта
Города-колонии Северного Причерноморья
Афинская демократия. "Золотой век" Афин времен Перикла
Ораторское искусство в Древней Греции
Значение греческой модели государства
Возникновение города Рима и правление царей
Поход Ганнибала в Италию
Восстание Спартака
Римская республика
Римская культура времен республики
Вторжение варваров
Предпосылки возникновения христианства
Первые христианские общины и церкви
Важнейшие даты и события Древнего Мира
Словарь некоторых понятий и терминов
Портал для родителей


древняя Греция

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Возникновение эпоса и проблема его авторства

История Троянской войны была описана в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Поэмы состояли из песен, каждую из которых можно было исполнять отдельно, как самостоятельный рассказ о том или ином событии из жизни ее героев. Поэмы были созданы на основе героических песен – преданий, которые исполняли певцы-аэды. Сами греки считали, что автором "Илиады" и "Одиссеи" являлся слепой аэд Гомер. За право называться родиной великого поэта в древности спорило семь греческих городов. Но ни один из них не мог доказать, что Гомер жил именно в нем.

До сих пор ученые дискутируют о том, действительно ли эти величайшие поэмы написал Гомер. Так, одни ученые считали, что "Илиаду" и "Одиссею" создали народные певцы – поэты. Другие ученые полагали, что в основе этих поэм лежало одно произведение, которое лишь приписывалось Гомеру.

И все же большинство ученых считает, что именно Гомер написал "Илиаду" в VIII веке до н.э. А "Одиссею", вероятнее всего, создал кто-то из его учеников. Известно лишь то, что в VI веке до н.э. правитель города Афин Писистрат приказал записать тексты обеих поэм и ввел в обычай во время празднеств в честь богини Афины читать "Илиаду" и "Одиссею" перед народом.

Поэмы как исторический источник

Поэмы "Илиада" и "Одиссея" дают возможность воссоздать картину жизни древнегреческого народа. Они характеризуют Грецию после дорийского вторжения и до начала VIII века до н.э.

Из поэм мы узнаем, что основой хозяйства в Греции являлось скотоводство. Жили здесь и искусные ремесленники – кузнецы, плотники, кожевенники, золотых дел мастера, торговцы.

В домашнем хозяйстве греков широко использовался труд рабов. Так, у Одиссея было 50 рабынь. Говоря о рабах, Гомер рассказывал, что они были не заинтересованы в выполняемой работе:

Раб нерадив: не принудь господин повелением строгим

К делу его, за работу он сам не возьмется охотой:

Тягостный жребий печального рабства избрав человеку,

Лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет.

В гомеровскую эпоху родовая община уже находилась на стадии разложения. Самыми большими полями пшеницы, виноградниками владели знатные люди, которые занимали важное место в общине.

Ценность гомеровских поэм как исторического источника заключается в том, что они помогают проследить развитие греческого общества.


Между Сциллой и Харибдой.

В страхе великом тогда проходили мы тесным проливом:

Сцилла грозила с одной стороны, а с другой пожирала

Жадно Харибда соленую влагу: когда извергались

Воды из чрева ее, как в котле, на огне раскаленном,

С свистом кипели они, клокоча и буровясь; пена

Вихрем взлетала на обе вершины утесов; когда же

Волны соленого моря обратно глотала Харибда,

Внутренность вся открывалась ее: перед зевом ужасно

Волны сшибались, а в недре утробы открытом кипели

Тина и черный песок. Мы, объятые ужасом бледным,

В трепете очи свои на грозящую гибель вперяли.


Страницами истории Древнего Мира:

Содержание "Илиады" и "Одиссеи"
История Трои
Микенская Греция и ее расцвет
Упадок ахейских государств и приход дорийцев
Образование афинского государства
Тирания Писистрата и реформы Клисфена
Древняя Спарта
Спартанское государство, его устройство, система воспитания, быт
Великая греческая колонизация
Города-колонии Северного Причерноморья



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru