Вы и ваш ребёнок
Школьный курс
История Древнего Мира

Содержание
Содержание
Что изучает история древнего мира
История и историческое время. Исторические источники
История календаря
Начало обработки металлов и возникновение ремесел
Ранние города
Трипольская культура
Появление государства в Древнем Египте
Фараон и его власть
Религия, мифология и древнейшие культы Египта
Заупокойный культ Египта
Научные знания египтян
Древний Вавилон
Ассирия во второй половине II тыс. до н.э.
Халдейское царство
Финикия и ее история
Карфаген
Правление Давида и Соломона
Истоки Персидского государства
Культура и религия Месопотамии в III-II тысячелетии до н.э.
Древнейшие культы Индии
Буддизм родом из Индии
Культура Древней Индии
Китайская империя Цинь (221-207 гг. до н.э.)
Конфуций и его учение
Цивилизация острова Крит
Троя и троянская война
Религия древних греков и пантеон олимпийских богов
Древняя Спарта
Города-колонии Северного Причерноморья
Афинская демократия. "Золотой век" Афин времен Перикла
Ораторское искусство в Древней Греции
Значение греческой модели государства
Возникновение города Рима и правление царей
Поход Ганнибала в Италию
Восстание Спартака
Римская республика
Римская культура времен республики
Вторжение варваров
Предпосылки возникновения христианства
Первые христианские общины и церкви
Важнейшие даты и события Древнего Мира
Словарь некоторых понятий и терминов
Портал для родителей


древняя Греция

Спартанское государство, его устройство, система воспитания, быт

В результате захвата дорийцами Лаконики и Мессении к концу VII века сложилось Спартанское государство, где господствовали спартиаты.

Периэки не являлись полноправными гражданами Спарты. Но они были лично свободны, могли заниматься ремеслами, торговать. Периэки занимали определенную территорию, жили в отдельных маленьких селениях. Они несли также воинскую повинность, но в военном строю становились отдельно от спартиатов.

Илоты, потомки коренных жителей Лаконики и Мессении, отличались от рабов других греческих государств. Они были собственностью всего государства и сохранили некоторую хозяйственную самостоятельность – обрабатывали землю и отдавали часть урожая своим хозяевам-спартиатам.

Чтобы не допустить восстания илотов и предотвратить рост илотского населения, применялись жестокие меры. Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну и убивали их. Причем избиение и убийства илотов рассматривались как тренировки молодых спартиатов.

Во главе Спартанского государства стояли два царя, которые правили вместе. В мирное время они исполняли религиозные обязанности и имели право суда в делах о наследовании имущества. Во время военных походов их власть становилась неограниченной.

Важнейшим государственным органом была герусия или Совет старейшин, состоявший из 30 старцев – геронтов, в число которых входили и оба царя.

28 членов герусии выбирались народом пожизненно из числа стариков не моложе 60 лет. Геронты создавали законы, выступали в качестве судей, решали вопросы о войне и мире.

Решение Совета старейшин утверждалось народным собранием – апеллой, которое состояло из всех граждан, достигших 30-летнего возраста. Народное собрание не обсуждало решение, а могло принять его или отвергнуть.

Наибольшей властью пользовались пять эфоров – надзирателей. Они должны были подавлять и предупреждать восстания илотов. Эфоров избирали на один год на народном собрании.

Спартанские власти вмешивались в личную жизнь граждан. Они заботились о браке, о воспитании юношества. Брак должен был давать государству крепких, здоровых детей, которые стали бы надежной опорой рабовладельческой Спарты. В установленный государством срок родители приносили новорожденных детей на осмотр старейшинам. Ребенка, которого признавали физически неполноценным, бросали в пропасть, а здоровых детей возвращали родителям.

В семь лет мальчиков отбирали у родителей и объединяли в небольшие отряды. Здесь их воспитывали всех вместе, приучая к суровой дисциплине. Грамоте мальчиков учили так, чтобы они умели подписать свое имя или прочитать приказ. Остальное обучение сводилось к воспитанию безоговорочного повиновения.

Спартанцы должны были терпеливо переносить лишения и побеждать в битве. Главными занятиями детей были борьба, бег, метание диска и копья.

И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в короткий плащ. Постелью им служила подстилка из тростника. Детей плохо кормили, чтобы приучить с детства к самостоятельному добыванию пищи путем воровства или набегов на земли илотов. Попавшегося беспощадно били плетью как неловкого вора и заставляли голодать.

Про выносливость спартанских детей ходили легенды. Однажды спартанский мальчик украл лисенка и спрятал его под плащом. Звереныш начал царапать и кусать мальчика, который, стоя в строю, боялся даже пошевелиться. Только когда лисенок прогрыз ему живот, мальчик упал мертвым.

Детей приучали выражать свои мысли коротко и точно, несколькими простыми словами. Поэтому краткость в выражении мысли получила название лаконизм, от названия области Лаконики. Например, спартанка, провожая сына на войну, вручала ему щит со словами: "С ним или на нем!» Это означало, что она желала ему победы, а если гибели, то только героической (воина, погибшего на поле боя, несли к месту погребения на щите). Слова "со щитом или на щите " стали крылатыми.

Воспитание спартиатов было подчинено военному делу. С четырнадцати лет мальчики вместе со взрослыми воинами участвовали в военных передвижениях внутри страны, привыкали к походной жизни.

С 20 до 60 лет спартанцы проходили военную службу. Воины вооружались и питались на войне каждый за свой счет. Основной силой спартанской армии были гоплиты – тяжеловооруженные воины-пехотинцы.

Спартанское войско считалось лучшим в греческом мире. Но в экономическом и культурном отношении Спарта отставала от других греческих государств. Она оставалась изолированной от внешнего мира, находилась в стороне от главных центров Греции.


Плутарх. Ликург.

Вот как происходили криптии. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов.

Фукидид в "Пелопоннесской войне" рассказывает, что спартанцы выбрали отличившихся особой храбростью илотов и те, с венками на голове, словно готовясь получить свободу, посещали храм за храмом, но немного спустя все исчезли, – а было их более двух тысяч, – и ни тогда, ни впоследствии никто не мог сказать, как они погибли.

И вообще спартанцы обращались с ними грубо и жестоко. Они заставляли илотов пить несмешанное вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодежи, что такое опьянение. Им приказывали петь дрянные песни и танцевать смехотворные танцы, запрещая развлечения, подобающие свободному человеку.


Страницами истории Древнего Мира:

Великая греческая колонизация
Города-колонии Северного Причерноморья
Причины и повод к греко-персидским войнам
Марафонская битва
Поход Ксеркса. Битва при Фермопилах
Окончательная победа греков и ее значение. Первый Афинский морской союз
Афинская демократия. "Золотой век" Афин времен Перикла
Пелопоннесская война и ее значение для развития Афин
Триумф греческой культуры
Философия, литература, театр в Древней Греции
Древнегреческие историки



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru