Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Поток информации

«Информационный бум» – своего рода сенсация века – описан не раз, и мы не будем приводить выкладок и цифр. Скажем только, что последствия информационных перегрузок, тяжелые подчас и для взрослых, тем более сказываются на детях.

В семейной педагогике настала пора учитывать то обилие самых разнообразных сведений, которые ребенок получает даже неведомо для родителей. Он смотрит телевизор (причем, нередко больше, чем они, и все подряд), он слушает радиопередачи, узнает о чем-то из разговоров сверстников и старших товарищей, а позже в его распоряжении море печатной продукции. Словом, он ежедневно поглощает массу всего, приходящего к нему по различным каналам. Вероятно, мы не в силах и представить себе, какой калейдоскоп крутится иногда в детской голове.

Традиционная родительская педагогика была в известной мере построена на сообщении ребенку определенных фактов, на том, что воспитатель делится с ним жизненным опытом. Взрослые обладали непререкаемым авторитетом знания, вызывали острый интерес и почтение к себе своей эрудицией и были в глазах малыша чуть ли не единственным источником достоверных известий о мире, в котором он жаждал как можно скорее и вернее освоиться.

Как видим, в наши дни подобная функция перестала быть монополией старших родственников, и кое-что во мнении своих чад они утрачивают.

Но обширную информацию, извлекаемую из окружающего, ребенок потребляет в общем случайно, отрывочность сведений усугубляется еще и детским незнанием множества вещей. Естественно, ребенок стремится разрозненные идеи, отголоски неких событий, высказанные кем-то соображения – все это пестрое, лоскутное – расположить в некотором порядке, свести в подобие системы.

И вот тут – особенно на первых порах – родители незаменимы. Суждение их по тому или иному поводу, отзыв о происшествии, отношение к чьему-то поступку, интерес или равнодушие к факту, взволновавшему малыша, и тому подобное вызывают кристаллизацию в «перенасыщенном информационном растворе», заставляют маленького человека оценивать и переоценивать приобретенные сведения, отбрасывать одни, вникать в другие.

Все это требует от взрослых и чуткости, и внимания (чтобы быть всегда в курсе ребячьего «самообразования»), и компетентности, и немалого терпения. Информационная емкость детей так велика, что на долю старших родственников остается вполне достаточное количество «почему». Сегодня эти «почему» зачастую обязывают воспитателя знать куда больше, чем прежде, иначе он рискует уронить себя в глазах сына или дочери нежданным невежеством.

Далее. Приглядимся к составу семьи. Статистика утверждает, что существующее еще в наших представлениях полупатриархальное семейство с дедами и внуками в одном гнезде – этакая фамильная династия – практически отмирает. Ее сменяет семья малочисленная: отец, мать, ребенок.

Становится уже нормой возникновение новых супружеских пар на зачинающейся стройке, в заводском поселке, куда съехались уроженцы далеких и разных местностей. Браки заключаются раньше, чем прежде. Пенсионное законодательство позволяет старшим спокойно жить отдельно от молодых. Нередкий разрыв в образовательном уровне поколений усиливает тенденцию к раздельной жизни.

Хозяйственный отрыв от старших и неизбежное уменьшение удельного веса родственных отношений плюс расширение контактов со сверстниками из своего окружения ведут к тому, что специфические, фамильные традиции и нравы сменяются групповыми нормами быта. Вместо «У нас, Ивановых, заведено...» появляется желание равняться только на тот стиль жизни, который принят у представителей данного круга.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru