Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Когда авторитет родителей слабеет

С превращением ребенка в подростка перед родителями кроме «внутрисемейных» проблем, связанных с переходным возрастом, встают и новые проблемы в этом воспитании.

В этот период у ребят резко повышается потребность в товариществе, в близких друзьях, в компании. И хотя состав ее меняется, потому что ломка характеров и интересов то сводит, то разводит подростков, ее роль остается чрезвычайно важной. Именно здесь ребята демонстрируют друг перед другом свою взрослость, здесь получают признание, которого зачастую так не хватает им дома, в семье.

Авторитет родителей слабеет (а в острых случаях почти сходит на нет), значение же оценки и примера товарищей увеличивается как никогда прежде. И для старших наступает нередко время тревог, подозрений, страхов: «Что-то будет? Совсем от рук отбился!»

Давайте попробуем разобраться, когда страхи обоснованны, когда раздуты, а когда направлены и не совсем по адресу, не туда, откуда может грозить беда.

Современное развитие подростка идет и в школьном коллективе и в более или менее устойчивых случайных группах вне его, то есть в компаниях, сказывающихся по месту жительства или по иному признаку (например, занятия спортом). Поговорим сначала о вторых, тем более что чаще именно они больше волнуют родителей.

«Вот нашел себе дружков! Неужели вокруг получше ребят нет?» Всегда ли упрек справедлив? Нет. Мы уже писали о необъективности, пристрастности родителей, которые валят на посторонние дурные влияния все неровности в поведении подростка, объясняемые в первую очередь возрастным кризисом. Но упрек не всегда справедлив и еще по одной причине.

«Своя компания» выбирается подростком не с бухты-барахты. В этом выборе проявляются не только его интересы и увлечения, толкающие его искать партнеров по лыжным прогулкам, например, или по игре в шахматы, или по конструированию моделей. В выборе приятелей обычно сказывается все полученное ребенком воспитание.

Ребенок, которого держали в ежовых рукавицах, слишком стесняли всякого рода запретами, в подростковый период сплошь и рядом тянется к лихим, отчаянным сорвиголовам. В них воплощены для него самые вожделенные качества: они делают то, что «нельзя». А «нельзя» успело стать для него за долгие годы смертельно ненавистным, и, глядя на сверстников, нарушающих «священные табу», подросток восхищается и предвкушает: вот и я тоже...

Не зря мы вас предостерегали против запретительной педагогики!

Ребенок необщительный, туго заводящий новые знакомства порой вынужден довольствоваться случайными приятелями, хотя, возможно, способен по своему уровню принадлежать к группе более серьезных ребят.

Ребенок, лишенный ярко выраженных интересов (в чем тоже немалая вина воспитания), приживается в группе, как правило, на вторых ролях или часто меняет товарищей, не умея создать фундамента для глубокой дружбы.

Так что «нашел себе дружков» не просто дурной вкус или результат злой воли подростка. Но как же уберечь от плохих влияний? Как оградить?




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru