Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Скачкообразное развитие

Развитие ребенка не плавно. Количественные изменения, накапливаясь, вызывают затем качественный скачок, преобразующий растущую личность.

Сфера действий ребенка расширяется скачкообразно же.

Первый кризис личности совпадает по времени с приходом в детский сад. Второй – в школу. Третий – подростковый – завершается с окончанием средней школы и выбором жизненного пути.

Причем движение не всегда лишь поступательное. В ранний период часты шаги назад. Уже, например, встал на ножки, пошел, потом прихворнул и разучился, приходится начинать сначала. Или не прихворнул, просто испугался, ушибся – и «застрял».

В разные периоды ребенок разный. Но есть все же черты, объединяющие детей любого возраста и отличающие их от взрослых.

Мы уже говорили о недостаточности второй сигнальной системы. Столь же характерна повышенная эмоциональность детей. Наш зрелый рационализм иногда раздражается их непосредственностью, импульсивностью, но дети уж так устроены, что живут сердцем, а не рассудком.

Для их восприятия мира типичен своего рода схематизм. Он лишен и намека на сухость, но отвергает градации, полутона. Белое – черное. Добрый – злой. Никаких «но». Диалектические противоречия внутри предмета, явления, человека непонятны и даже неприятны ребенку. Отсюда сохраняющаяся и в юношеском возрасте прямолинейность, категоричность суждений.

Ребенок не действует, как взрослый. Он несравненно свободнее нас в своих поступках, так как довольно долго не связан моральными нормами и громадным количеством условностей, регулирующих наше поведение. Он на первых порах и «аморален» и «анархичен», но то не цинизм и испорченность взрослого, то – неведение. До морали надо дорасти, к условностям надо привыкнуть. Скверная выходка в четыре года – явление совершенно иного порядка, чем прегрешение в двадцать четыре. Она дурно, выглядит лишь объективно, но не субъективно.

Думает ребенок тоже иначе: образно, поэтично, активно одухотворяя окружающее. С годами логичнее, отвлеченнее и все же вплоть до полного повзросления ярче, сумбурнее, стремительнее нас. Но мыслит уже нередко зорче, острее, интенсивнее. Память его подвижнее. Мир предстает ему более обнаженным и первозданным.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru