Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Возрастные кризисы

Мы сказали выше о возрастных кризисах личности и назвали три из них. Однако взрослые обычно отчетливо различают лишь последний – подростковый. Более ранние проходят менее заметно. Но они тоже серьезны и важны, только формы их внешней реализации не так бьют в глаза, и родители чаще всего приписывают сдвиги в поведении ребенка не закономерностям внутреннего развития, а каким-либо сопутствующим обстоятельствам или собственным педагогическим упущениям.

Схема выглядит примерно так. С младенцем нянчатся, холят его и лелеют. Хочется, чтобы все было получше, хочется «создать ему условия». И вот годам к трем он начинает своевольничать, что-то все из себя строит, какая-то вдруг жадность: «Я! Мне! Мое!» Набаловали, решают родители. Пока не поздно, надо вводить в оглобли. Держатся с ним построже, не потакают. Через некоторое время явно подействовало. Несколько лет все идет мирно.

Но вот как раз в школу пора, ответственный момент, а ребенок опять «задурил». Видно, ослабла наша бдительность, соображают старшие. Во дворе чего-нибудь набрался и снова отбился от рук. Обладая уже прежним опытом, подкручивают гайки. Снова наступает затишье.

А классе этак в пятом иногда назревает затяжной упорный бунт. Подросток дерзит, отказывается выполнять распоряжения старших, так и напрашивается на стычки и ссоры. Дурная компания! – пугаются домашние. Прибегают к строгостям – не шибко помогает. Лаской – тоже мало толку. Внушения отскакивают. Просто беда! Все старые испытанные средства теряют силу, и конфликт порой достигает большой остроты.

Родителей подвела педагогическая неграмотность. Но, с другой стороны, нельзя и не посочувствовать им. Ловушка, в которую они попали, возникла сама собой очень хитро. На первый взгляд существует точная причинная связь: ребенок распускается – родители принимают меры – ребенок исправляется. Но здесь налицо тот случай, когда «после этого» не значит «от этого».

Надо понять, что срывы и исправления ребенка – сигнал начала и конца возрастных кризисов, а совсем не результат баловства и соответствующих воспитательных мероприятий родителей. Баловство, как всякое антипедагогичное поведение, конечно, дурно подготавливает малыша к трудностям ломки, которые ему предстоит преодолеть. Но резкий нажим на тормоза, излишнее ужесточение дисциплины в периоды ломки так же непедагогичны и так же затрудняют ее.

Минует критический этап, все на время утрясется, но конфликт, возникший между старшими и ребенком, не растворится совсем, не исчезнет, он затаится. А при следующем кризисе отголоски его «расконсервируются» и подольют масла в огонь. Когда снова найдет коса на камень, ребенок «припомнит» родителям прежние наказания, обиды, запреты, и его строптивость дополнительно подогреется.

Возможно, мы вас слегка напугали. Было бы даже неплохо. Вы внимательнее отнеслись бы к разговору о возрастной специфике ребенка. А может быть, вызвали протест? Ишь, дескать, что выдумали, всякого неслуха за личность считать! Спустить штаны да крапивой... Тогда, читатель, увы, нам с вами не по пути.

Если же вы согласны принять нашу точку зрения, а она не наша личная только, такова точка зрения крупнейших специалистов в педагогике и психологии, то давайте более подробно познакомимся с отдельными периодами становления личности ребенка.



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru