Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Растворен в окружении

Младенец полностью погружен в свои впечатления – то приятные, то неприятные, в свои зарождающиеся и быстро крепнущие эмоции. Он «начинается» с чувств. Благодаря им взаимодействует с окружающими людьми и вещами, с их помощью приступает к исследованию мира.

В грудном возрасте он мыслит в основном ощущениями: тепло, сухо, вкусно, покойно, не болит; потребность движения; крик в ответ на неудобство, нечистоту; сосание как панацея от всех бед. Эмоциональный набор ширится, усложняется и служит младенцу отличным инструментом не только познания, но и воздействия на близких. Заметьте, появляется уже крик-требование, улыбка-просьба.

Он изучает одновременно и себя. Он еще не умеет отделить своих поступков от чужих. Хлопнет себя погремушкой и вздрагивает, озирается, ищет виновника. Свою ножку хватает и тянет в рот как посторонний предмет.

Но вот малыш пошел, залепетал, все отчетливее в нем черты индивидуальности, уже «все понимает». Однако (удивительный факт, о котором надо помнить поминутно) до третьего года жизни он – такой уже смышленый, бойкий, порой хитрющий – все еще как бы рассеян в среде, все еще не способен вычленить свое «я» из потока событий, в которых участвует. Он, так сказать, растворен в окружении и, по выражению одного ученого, «еще не может отличить действия партнера от своих собственных. Все эти действия для ребенка являются пока лишь двумя пригнанными друг к другу частями одного целого».

В нашей взрослой голове такая «нелепость» просто не укладывается. Ведь мы наблюдаем поведение ребенка: оно вполне осмысленно, он соображает, чего хочет, умеет уже выбирать средства.

И все-таки ученые правы. Как ни странно, делая что-то, не только младенец, но и двухлетний ребенок еще не может отвечать за свои поступки, потому что не сознает по-настоящему, где кончаются его действия и начинаются встречные действия «партнера»: взрослого, другого ребенка или предмета. И поминутно помнить об этом надо, чтобы помогать малышу разобраться, что к чему, а не спешить его воспитывать (что частенько означает наказывать). Разве допустимы репрессии по отношению к тем, кто «не ведает, что творит»?! Да и пользы никакой – запугаешь, но не научишь.

Вдумайтесь в сказанное, постарайтесь проникнуться пониманием «диких» детских представлений и запретите себе обрушивать кары на малыша.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru