Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Всяк молодец на свой образец

Мы так подробно проследили возрастные особенности детской психики потому, что знание их необходимо для педагогической гибкости. В воспитании нельзя раз и навсегда вооружиться незыблемыми принципами и держаться только за них. Нет принципов и методов, верных на все случаи жизни, тем более в педагогике, имеющей дело с непрерывно меняющимся объектом. Что полезно и эффективно в один период детства, то зачастую плохо и бесполезно в другой.

Нередко люди удивляются: почему ребята, выросшие в одной семье, одинаково воспитанные, получаются такими непохожими? Две сестры, к примеру, умницы и мирного нрава, а братец – хулиган. Или из двух братьев первый лентяй, второй – работяга. «Не задался – и все тут!» – вздыхают родители, и не исключено, что думают про себя: «Что толку воспитывать? Мучаешься, мучаешься, а впустую».

Противоположные результаты при одинаковом воспитании – итог той самой педагогической косности, от которой мы предостерегаем. С разными детьми надо и обращаться по-разному, тогда результаты выравниваются.

Вот об этом – об учете индивидуальности ребенка – мы и собираемся теперь поговорить.

Начнем с того, что старшие порой серьезно ошибаются в оценке качеств будущего человека. Оставим в стороне родительскую пристрастность, толкающую преувеличивать одаренность, доброту, красоту и прочие лестные свойства собственного чада. Возьмем те случаи, когда налицо не субъективность взрослых, а простое неумение увидеть в зерне потенциальную черту развивающейся личности.

Плачет, заходится криком младенец. Минут за пятнадцать до установленного срока кормления уже затевает концерт. О мокрых пеленках возвещает оглушительным ревом. Ночью, устав лежать на одном боку, кричит. Туго запеленали – опять кричит. Позже – кричит, чтобы взяли на руки, кричит, если отняли соску, кричит, требуя подать упавшую из кроватки на пол погремушку. Не болен ли? Здоров, отвечает врач.

«Да что же это такое? – ужасаются родители. – Не ребенок, а сплошная истерика. Что из него вырастет?!»

Совершенно неизвестно что. Мы забываем, что крик младенца – не только плач, а единственное его оружие в первоначальной борьбе за какие-то доступные ему блага. Может быть, это – проявление большей жизненной энергии, более бурного, чем у остальных, темперамента? Трудно сказать, не проведя серии специальных наблюдений. Но наверняка сегодняшний младенческий крик – не завтрашняя плаксивость и истеричность. Наполеон, по словам биографов, в детстве орал до синюхи.

Возьмем еще пример. Славный, спокойный, трех-четырехлетний карапуз. Сам с собой лопочет, строит часами пирамиды из кубиков, копается в песке. Капризов мало, кушает исправно все, что дают. С другими малышами во дворе или в детском саду уступчив, покладист. Запретов слушается, приказания выполняет. То есть не ребенок, а мечта любой матери! Не правда ли?

А подумали ли вы, что он неестественно кроток и пассивен? Покорность в три-четыре года – не дисциплинированность, не рассудительность, а вялость, боязнь трудностей, бездеятельность. Нынешняя, такая привлекательная в крошечном человечке мягкость и исполнительность, если ее закрепить и ничем не уравновесить, обернется в будущем робостью, безволием, привычкой отступать при малейшем отпоре!

Разрешите последнюю иллюстрацию, немного курьезного плана. Этот мальчик соглашался есть только либо под столом, либо «под аккомпанемент» зонтика, который его отец должен был непрерывно открывать и закрывать... Он очень любил сладкое и даже воровал его, но конфеты не доедал до конца, и липкие остатки годами прилеплял снизу к доске обеденного стола...

Какую судьбу этому милому мальчику вы бы предрекли? Что из него, по-вашему, получится? Скорее всего прогноз будет пессимистическим... Рассказывая ребятам о детстве замечательных людей, мы стараемся, само собой, выделять и подчеркивать положительные факты. Но поскольку разговор у нас взрослый, откроем секрет – иллюстрация взята из изданной у нас недавно автобиографической книги Станислава Лема «Высокий замок», известнейшего писателя-фантаста – человека, талант и полет мысли которого увлекают сегодня миллионы читателей. Человека скромного и щепетильного в личной жизни.

Где же он прятался, будущий писатель и философ – в маленьком пакостнике, тиранившем родителей? Не взялся же он «из ничего»? Нет, конечно. В Леме-мальчике было сильно яркое творческое начало, уже тогда искавшее для своего воплощения интеллектуально-изощренных форм. И став затем доминирующей чертой натуры, оно подчинило и заглушило все его детские «пороки» и странности.

Пример, разумеется, нетипичный. Мы привели его, чтобы наглядно пояснить такую мысль: человеческая душа – явление сложное, подчас, увы, запутанное и даже противоречивое. И нельзя оценивать ни взрослого, ни ребенка по каким-то отдельно взятым качествам – хорошим или плохим. Надо видеть их во взаимодействии, рождающем данную неповторимую личность.

Не всегда удается достоверно проследить взаимное влияние очень различных свойств, но раз они сосуществуют «в пределах» единой души, значит, связь есть, «обмен веществ» происходит. И потому нельзя воспитывать какую-либо черту изолированно.

Короче говоря, давайте не забывать, что мы имеем дело с цельной личностью, с живым человеком, а не с набором произвольно дозируемых по нашему вкусу качеств характера.



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru