Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Индивидуальный подход

Если вы хотите найти к ребенку индивидуальный подход, никогда не судите о нем по себе, не пытайтесь вообразить, как бы вы поступили на его месте, как среагировали бы на то или иное распоряжение, замечание. Постарайтесь понять его таким, каков он есть, – с его возрастной и личностной спецификой.

Если в доме несколько детей (а все они, без сомнения, разные), не стройте своих отношений с ними по одному шаблону. При кажущейся демократичности и справедливости подобного метода он приносит больше вреда, чем пользы, так как исключает индивидуально-ориентированную педагогику. Справедливым должно быть распределение материальных благ, домашних обязанностей, количество любви и внимания, достающихся каждому. Наказания же, поощрения и другие способы педагогического воздействия надо избирать применительно к своеобразным чертам детей.

Как же обращаться с ребятами разного темперамента?

Поскольку в чистом виде сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики попадаются, как мы уже говорили, редко, давайте ориентироваться на отдельные качества, а не на их комплекс.

Прежде чем решать задачу, надлежит уяснить ее условия. Для вас «условиями задачи» являются особенности натуры ребенка. Мы бы предложили вам определить следующие приметы личности.

1. Природа эмоциональных процессов. Глубина и сосредоточенность чувств или острота и яркость? Стойкость их или скоротечность? Затаенность или непосредственное выплескивание наружу? Мера самообладания и самоконтроля в напряженно-эмоциональных ситуациях?

2. Преобладающие мотивы в отношениях с окружающими. Неограниченная или ограниченная общительность? Тяготение к старым знакомым и друзьям или к новым? Пассивно-оборонительный или активно-наступательный характер самоутверждения? Поведение в конфликтных ситуациях в среде сверстников – вспыльчивость, отходчивость, злопамятность, агрессивность и азарт или упорное, но недеятельное сопротивление, или готовность капитулировать ради скорейшей разрядки конфликта?

3. Восприятие самого себя как личности. Завышенная или относительно трезвая оценка своих возможностей? Постоянство этой самооценки или перепады от заносчивости к неуверенности в зависимости от обстоятельств? Бурная радость по поводу успехов в соединении с некоторой беспечностью по поводу неудач или одинаково интенсивная реакция на то и другое? Болезненное или умеренное самолюбие?

4. Отношение к наказаниям и проработкам. Протест, открытая самозащита, покорность? Испуг и слезы, равнодушие, обида? Склонность к пререканиям или стремление «перемолчать»? Длительность или кратковременность результатов выговора или наказания?

5. Степень автономности и устойчивости личности. Самостоятельность в выборе линии поведения или податливость на влияние приятелей? Последовательность или случайность поступков? Наличие или отсутствие сопротивляемости чужим мнениям (о нем, о событиях и пр.). Усиленная или ослабленная способность заражаться чужим настроением?

Ну, остановимся пока, хватит. Если вы не расцените приведенный перечень просто как текст для чтения, если вы терпеливо и вдумчиво ответите себе на содержащиеся в нем вопросы (а еще лучше – запишите ответы для наглядности), вы, вероятно, не откроете для себя ничего нового. Но вы сведете воедино разрозненные впечатления о своем детище и это поможет вам увидеть его несколько иначе, цельнее и четче. (Все перечисленные свойства явственно вырисовываются к началу школьного периода, а многие и гораздо раньше.) Будучи не в состоянии уверенно ответить на какой-либо вопрос, непременно понаблюдайте за ребенком дополнительно и устраните неясности.

Наша задача – натолкнуть вас на размышления, анализ, сопоставления. Отсюда вам уже легче будет сделать следующий шаг – шаг, заключающийся в том, что вы постараетесь теснее увязать свои педагогические приемы с индивидуальными качествами характера ребенка, что будете точнее дозировать и нацеливать свои действия.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru