Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Педагогические советы не к исполнению, а к осмыслению

Никакие авторы трудов о воспитании не дадут вам исчерпывающей «рецептуры». Нельзя заглянуть в педагогическую книгу как в кулинарную: «Возьмите 300 граммов нежирной баранины, одну луковицу, пять горошин черного перца... тушить на медленном огне». Авторы не знают ни конкретных обстоятельств, ни условий жизни ребенка, ни каков он сам – ничего. Они могут лишь пытаться поколебать некоторые ваши заблуждения, вооружить вас некоторыми необходимыми сведениями, некоторыми общими принципами и – главное – убедить вас думать, думать и думать.

Вот вы (будем надеяться) воспользовались предложением проанализировать вчерне темперамент ребенка и предстоит теперь разобраться, всегда ли форма воспитания соответствует содержанию его личности. Возьмем что-нибудь для примера. Ну хотя бы отношение к наказаниям.

Допустим, в реакции на них превалирует обида. Что это значит? Значит: что-то неблагополучно. Ведь цель наказания – не обида, а закрепление каких-то положительных установок посредством «действий от противного». Проверьте, соразмерна ли кара вине? Не примешались ли к вашему раздражению посторонние мотивы, то есть не наказали ли вы ребенка потому, что были утомлены больше обычного, взвинчены служебными неприятностями и прочее? Он чутко улавливает разницу. А может быть, наказание было сопряжено с насилием, оскорблением?

Вы видите – маленький вопрос. А сколько он рождает новых. И лишь вы, на месте, способны ответить на них, понять, в чем дело и найти верное решение.

Думайте, ищите, учитесь гибкости. Никто за вас не вникнет в характер вашего сына или дочери и не подаст на тарелочке готовый рецепт: «пять горошин черного перца, чайная ложка соли...» И перец и соль – все должны отмерять вы сами.

И смелее отрешайтесь от «освященных практикой» шаблонов. Воспитание скромности, например, уж на что универсальное правило! Но робкому, сомневающемуся в своих силах ребенку оно категорически не нужно. А ребенка, склонного подпадать под чужие влияния, не рекомендуем ориентировать на «как все». Мы любим повторять: «Посмотри, разве кто-нибудь так поступает?», «Почему ты не ведешь себя, как все?» Мы отказываем ребенку в праве на самостоятельные взгляды и выводы, изображаем «как все» этаким эталоном человеческих добродетелей. Но если его «я» и без того неустойчиво, то мы таким путем окончательно расшатываем его самооценку, подрываем представление о значительности его именно как личности и отдаем ребенка во власть посторонних влияний. Мы все рассчитываем, что он позаимствует хорошее от Пети, Коли, Тани. Но дурное прилипает легче, и «как все» оборачивается нередко бедой.

Итак, давайте договоримся, что педагогические традиции и советы вы принимаете не «к исполнению», а «к осмыслению» – активному и творческому осмыслению на материале конкретной личности.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru