Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Индивидуальный стиль деятельности

Несколько слов об индивидуальном стиле деятельности, рациональном для ребят разного темперамента.

Ребенок, как правило, сам интуитивно нащупывает наиболее пригодный для себя ритм и стиль работы. Бывает, что старшие, которые всегда все «лучше знают», кидаются этот ритм ломать, как никудышный, ссылаясь, естественно, на личный опыт и на «полагается». «Полагается», скажем, готовить сначала трудные уроки, потом легкие. Чуть ли не закон. Но он разумен далеко не для каждого. Человек, быстро утомляющийся, и впрямь должен начинать с трудоемкого. Но тому, кто медленно втягивается в занятия, «раскачивается», зато потом тянет ровно и сильно, рациональнее приниматься сперва за легкое. Сангвиники устают от монотонности занятий, меланхолики, напротив, утомляются при частой смене заданий. Потому прежде, чем настаивать: «Делай так!» – помогите ребенку поискать, попробовать.

Тем более, что бывает, по выражению психологов, и «псевдостиль». Случайная удача, вызванная побочными обстоятельствами, приписывается употребленному в то время методу работы, и таким образом метод закрепляется. Или возникает стремление следовать чьему-то положительному примеру, хотя внутренних предпосылок к тому нет. Порой «псевдостиль» проистекает из недооценки или переоценки своих возможностей. Наконец, бывает и внедренным насильно.

Между тем правильно выбранный стиль деятельности – необходимое условие ее продуктивности. Хочется привести любопытную выдержку из статьи одного зарубежного педагога-специалиста.

«Мы всегда полагали, что есть ученики способные и тупые. Теперь мы знаем, что различия в способностях детей весьма невелики. Настолько невелики, что фактически не отражаются на их успеваемости. Зато существуют большие различия в ритме работы, устойчивости внимания и темпе усвоения, особенно среди учащихся младшего возраста. Если эти качества подавляются, мы воспитываем «тупиц». Если они используются, мы высвобождаем познавательную активность».

Мысль, вероятно, спорная, но «нет дыма без огня». Так что забота об индивидуальном, удачно найденном стиле в учебе и труде – весьма желательна...

По нашему мнению, в подростковом возрасте, когда ребенок уже обретает способность к самовоспитанию, ему полезно знать свои типологические особенности. Он будет осмысленней относиться к собственным достоинствам и недостаткам, меньше будет сопротивляться вашему педагогическому нажиму...




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru