Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Негативизм наперекор старшим

Описывая подростковый возраст, мы не раз отмечали возможность возникновения негативизма, то есть стремления поступать наперекор старшим. Негативизм проявляется порой и в области мнений, суждений о каких-либо фактах и людях. Подросток решает жить своим умом, вырабатывать самостоятельные взгляды и частенько начинает со строптивого отрицания.

Но негативизм негативизму рознь. Если он принимает расширительный характер, если в нем звучат нотки отрицательного отношения к миру вообще – это очень тревожный признак. Нормальному подростку при всей его ершистости, неуравновешенности и даже расположенности к приступам меланхолии свойственно, однако, оптимистическое мировоззрение: «Родители конечно, не ангелы, но в сущности ничего, жизнь хороша и чертовски интересна, а я сам – ого, я еще покажу себя!»

Но вдруг мы слышим: «А, все надоело! Везде несправедливость... Каждый думает только о себе...» Что такое? Просто поза, игра в разочарованность? Бывает. Но бывает и всерьез. Откуда? Значит, набрался в семье, ответите вы. Перенял родительскую философию. Верно. Но не всегда так напрямую. Иногда родители и сами руками разводят, взирая на юного циника: «Никогда у нас подобных мыслей не было!»

В таком случае происходит вот что. Подросток переносит на окружающую действительность, на людей ущербность и дефектность собственной психики.

События развиваются по принципу снежного кома. Ребенок сталкивается с некоей психологической трудностью. Он старается ее преодолеть или устранить. Если ни устранить, ни преодолеть не удается, включаются защитные механизмы, помогающие ему приспособиться к травмирующей ситуации. В процессе приспособления психика деформируется и в дальнейшем это создает ему новые трудности в новых сферах. В свою очередь, новые трудности, причиной которых является уже деформация характера, не осознаются человеком как результат собственных недостатков, а приписываются объективному миру. Так оно и катится, так и накручивается одно на другое.

Поясним примером. В семье ссоры между родителями или иное неблагополучие – нечестность, агрессивность по отношению к ребенку. В его душе рождается конфликт между должным и реально существующим. Так как реально существующее он изменить не в силах, а конфликт требует разрешения, начинают подвергаться изменению категории должного. Отец не чист на руку, большинство же людей честны – конфликт. Отец не чист на руку, но и большинство остальных тоже, только они притворяются – конфликт снят.

Ища подтверждения своей концепции, он из всех известных фактов вылавливает те, что помогают ему укрепиться в снимающей конфликт позиции. Эти факты становятся для него наиболее эмоциогенными, складывается избирательная чувствительность, искажающая картину жизни.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru