Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Завтра или никогда

Первоначальные обстоятельства, рождающие психологическую трудность, бывают разными. Но всегда ребенок, попав в конфликтное положение, стремится выработать защитный образ мыслей и действий. Либо делается безудержно агрессивным, либо уступчивым и хитрым, либо ищет отвлечения в чем-то «особенном».

По схожей схеме растут и меньшие «комочки», когда психологические сложности влекут за собой искажение взглядов человека не на мир, а на самого себя. Любой природный недостаток может ввергнуть ребенка в какой-то переплет. Возьмем примитивнейший пример – лень, тяга отложить что-нибудь на потом. Пора приготовить уроки. «Завтра», решает ребенок. Завтра он повторяет «завтра». Запускается учеба, накапливается неусвоенный материал, то, что сегодня потребовало бы минимума усилий, через неделю, через две уже требует изрядного напряжения; плохие отметки, отчаянные попытки выползти... Из ерунды вылупилась проблема. Или не сдана в срок книга. «Завтра, завтра, завтра...» А потом уже не только не хочется – неловко идти объясняться по поводу задержки и прочее. Гложет время от времени: «Надо бы...» – но образуется какой-то внутренний барьер... и дело завершается сердитой открыткой, из библиотеки.

Все это мелочи, разумеется, но в чем-то более крупном подобные «завтра» часто превращаются в «никогда», пустяковые недостатки усугубляются, пухнут, и у ребенка, подростка появляется впечатление, что они непреодолимы. «Не могу», «Я иначе не умею», «Уж я такой». «Комочек» катится, человек портится. Подобным образом развиваются не только безволие и неорганизованность, но и трусость, болезненная застенчивость, лживость, драчливость и все, что угодно. Все, что было применено несколько раз для разрешения конфликтика между должным и реально существующим или должным и более доступным, простым. Ложный опыт закрепляется, а дальше – больше.

Потому, заканчивая главу об индивидуально ориентированной педагогике, мы сочли нужным обратить ваше внимание на механизм «снежного кома».

На вас лежит громадная ответственность за душевное здоровье будущего гражданина. Не давайте повода для возникновения у него противоречий, способных вылиться впоследствии в отрицательное отношение к действительности.

Стараясь разобраться в том, кто он такой, ваш ребенок, мы все время расчленяли, рассортировывали, размещали по полочкам разные его качества, грани и черты. Иначе было бы тяжело говорить о нем конкретно.

Но сортировать и группировать для наглядности всякие его особенности можно лишь в процессе беседы. Обращаясь же к воспитанию, надо, напоминаем, видеть его как цельную личность, в которой все переплетено и взаимосвязано.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru