Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Стремление сделать что-то для всех

А. С. Макаренко как-то поведал о таком случае. «Сегодня мне пришлось слушать реферат одного студента педагогического института на тему: «Как нужно воспитывать патриотизм...» Приводятся примеры хороших уроков... хорошей внешкольной работы. А вторая часть рассказывает о результатах этой работы с учениками школы, о разговорах с ними.

Реферат только по этим разговорам судит о патриотизме как о результате воспитания, доказывающем правильность метода.

Я прослушал реферат и задал такой вопрос его автору: пытались ли вы проверить те детские слова, которые у вас приведены? Вот какой-то школьник говорит, что пограничники должны быть смелыми и что он тоже хочет быть смелым и считает, что нужно быть смелым. Проверили ли вы, смел ли он или труслив? И если при проверке окажется, что этот мальчик трус, то я имею право сомневаться в том, что в нем достаточно воспитан русский патриотизм. Я допускаю, что может быть такое положение, когда у школьника будут правильные, русские патриотические представления, но не воспитана правильная русская привычка».

Один из «китов» макаренковской педагогики – мало добрых пожеланий, нужны упражнения в нравственных поступках – дает родителям ключ к методике формирования важнейших качеств человека.

Но, к сожалению, многие родители пользуются им редко и неохотно. Разрешите несколько зарисовок.

Мать хлопочет по хозяйству. Малыш порывается принять участие. «Ты еще не умеешь», «Ладно уж, сиди». Иногда и грубовато: «Без сопливых обойдемся!» Речь уже шла о том, что стеснение его инициативы вредно, что ему нужен некоторый простор для приложения растущих сил, иначе становление личности будет заторможено или смято.

Но простор нужен еще и по другой причине. Только разделяя заботы взрослых, ребенок начинает ощущать себя членом семейного коллектива. Стремление сделать что-то для всех – первый кирпичик общественной психологии будущего человека. Глуша подобное стремление, мы подготавливаем почву для лени, пассивности, привычки ожидать «специального приглашения». А позже сердимся: «Не допросишься!» Да ведь сами губили в зародыше хорошее побуждение, опасаясь беспорядка и урона...

Заявляется вдруг малыш домой с ватагой сверстников.

– Вам чего?

– Мамочка, нам нужно ведро с водой!

– Здрасьте! Это еще зачем?

– Горку поливать! Снежную! – И энергично лезут в квартиру прямо на только что натертый пол.

– Да вы с ума сошли! Поглядите на свои ноги! Марш-марш на улицу, нечего выдумывать!

И вечером мама еще чего доброго пожалуется папе:

– Есть же деревянная горка. Нет, зачем-то еще снежную сооружают.

Можно было, конечно, прислушаться к его объяснениям, что с деревянной горки старшие ребята на ногах катаются и с санками не пускают, что очень интересно самим горку соорудить, и так далее. Но совсем не в том соль. Соль в том, что у ребенка есть потребность жить своей, ребячьей общественной жизнью.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru