Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Взаимодействие с другими

Объединяясь с компанией однолеток в каком-то совместном деле, подросток учится взаимодействию с другими, взаимопомощи, сотрудничеству. Еще один кирпичик в фундаменте чувства социальности, гражданственности...

– Мам, мы с вожатой едем на каникулах в Брестскую крепость!

– Все едут? – тревожно спрашивает мама. – Весь класс?

– Н-нет... Те, кого родители пустят.

– А-а... – сразу успокаивается мама.

Этим «а-а» все сказано. Его не пустят. «Еще отстанешь от поезда... простудишься... потеряешься...» Пробует канючить. «Нет! Если тебя интересует история Брестской крепости, возьми и почитай. О ней масса всего написано!»

Маме кажется, что сын почитает и узнает не меньше тех, что поедут. Узнать-то узнает, но он не приобретет драгоценной крупицы личного опыта, личного приобщения к высоким ценностям. Если б достаточно было почитать, так все воспитание отлично осуществляли бы библиотекари, подбирая для детей вдохновляющие книжки. Но нет, проблема руководства строительством детской души не решается так прямолинейно.

Недавно сообщалось об исследовании того, как представляют себе свой жизненный идеал старшеклассники. Значительная часть опрошенных прямо ответила, что о сущности идеала они задумываются впервые. 30 процентов не имели четкого представления об идеале или сводили его к личности, лишенной недостатков. Около 20 процентов не видели связи между идеалом, который у них был, и собственной жизнью. 10 процентов проявляли лень, неспособность доводить задуманное до конца, и это мешало им приблизиться к идеалу. Таким образом, хотя многие из опрошенных назвали в качестве идеала великих людей русской истории, но обнаружили при этом неумение определить в герое конкретные черты для построения своего характера.

Личность воспитывается лишь в меру собственной активности – так формулируют психологи краеугольное положение педагогики. Другими словами, для правильного воспитания нужен опыт, опыт и опыт. Но опыт – вот беда! – связан с дополнительными беспокойствами для родителей. И все-таки страх перед простудой, или перед грязью в доме, или перед разбитой чашкой куда сильнее, чем возникающее иногда подспудно опасение: как бы не подорвать в ребенке некие хорошие черты.

Когда еще он там дорастет до понимания высоких материй! – утешаются родители. А он никогда до них не дорастет по-настоящему, если не получит практики поведения еще на далеких подступах к «высоким материям». И никак нельзя пренебрегать в этом смысле ранними, ни с чем не сравнимыми по впечатлительности годами детства!

Иным родителям вся детская жизнь за исключением учебы не представляется чем-то серьезным. Они не учитывают, что нормы общественного поведения и коммуникабельные установки ребята вырабатывают именно в той, «не заслуживающей внимания» сфере их жизни.

При таком отношении не удивительно, что дорогие крупицы детского опыта, могущие лечь в основу будущих качеств русского характера, утекают между пальцев как песок.

Отбросьте мысли о «невыносимых» беспокойствах, «катастрофических» насморках и тому подобном.

Право, все это незначительно и мелко по сравнению с вещами, которые мы за бытовыми тревогами упускаем!




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru