Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



В своей ли тарелке

У ребенка, как у взрослого (а может быть, и еще больше!), самочувствие в обществе и формы поведения, которые он выбирает, связаны в значительной мере с тем, ощущает ли он себя «на своем месте», «в своей тарелке».

Подобные выражения являются, по сути, фольклорным выражением проблемы соответствия реальных условий жизни человека его внутренним запросам и мнению о себе. Эту оценку собственных возможностей психологи и социологи называют уровнем притязаний.

Все мы знаем примеры, когда человек не делает чего-то даже нужного лишь потому, что не уверен в успехе, а другой непрерывно лезет на рожон, рискует, не принимая в расчет прежнего печального опыта. Здесь действует завышение или занижение самооценки.

Уровень притязаний сказывается на поведении не только в труде и в быту, но и на том, какого положения человек старается достигнуть в сфере гражданской, общественной. Складывается же уровень притязаний постепенно, еще буквально с дошкольного возраста, под сильнейшим влиянием близких, а позднее – тех людей, с которыми подросток больше всего общается и к кругу которых он себя причисляет.

У малыша и второклассника-третьеклассника представление о себе отчасти диктуется темпераментом, но главным образом суждениями взрослых. Характеризуя какие-то его поступки, мы обычно имеем в виду добиться конкретного результата сейчас, сию минуту, но не думаем, что даем ему материал для самовосприятия и на завтра и на несколько лет вперед.

Когда мы сравниваем малыша с другими детьми, хвалим или браним, приговаривая: «Ты у нас...», «Ты всегда...», «Ты вообще никогда...» – мы создаем в его голове некий образ, ребенок начинает видеть себя глазами взрослых и в русле их суждений ищет себя.

Что бы он ни сделал – немедленно бежит рассказать маме; что бы ни произнес, на его взгляд, умное – весь внимание, пытаясь угадать реакцию; что бы ни нарисовал, ни построил из стульев – криком кричит: «Мамочка, посмотри!» Зачем? Затем, что так он норовит получить оценку: что я сделал? Хорошо ли нарисовал? Умно ли изъяснился? Каков я? Что мне по зубам, а что нет?

А кроме того, весь стиль жизни семьи, то, что в ней почитают за образец, каким следуют заповедям, – все это формирует известные мерки, которыми меряет себя ребенок...

Изучение состава классного актива в школе выявило любопытную закономерность: как правило, с первых же классов в актив входят одни и те же ребята. Факт, бесспорно свидетельствующий о том, что инициатива, тяга к общественной деятельности у многих ребят уже созревает практически к семи-восьмилетнему возрасту.

На противоположном полюсе те, кого именуют «трудными», «хулиганами». Их антиобщественная установка проявляется в неуверенности в себе, в возникающем разрыве между уровнем притязаний и уровнем достижений.

Так, публичная арена – как ни узка и ни проста она еще во втором-третьем классе школы – оказывается тем местом, где очень рано обнаруживается и развивается далее центральная направленность личности...

Воспитание у ребенка уровня притязаний, соответствующего его реальным возможностям, – задача не простая. В идеале это означает поднять уровень притязаний к верхней границе способностей. Но родителям, конечно, нелегко определить конкретно и объективно «верхние границы». Нелегко отделить общее от индивидуального.

Все дети играют в шоферов, докторов, летчиков, солдат, моряков; все что-то сооружают из кубиков, диванных подушек, веток, песка; все пытаются сочинять стихи, рисуют. Пойди улови, где только игра, а где выходят на поверхность подлинные задатки. Кто забавляется, а кто и впрямь будет летчиком или поэтом.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru