Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Уровень притязаний

Способности проявляются обычно не с ранних лет. Пожалуй, единственное исключение – яркая музыкальность. Да и то, сколько выпускников музыкальных школ, по семь – десять лет посвящавших ежедневным занятиям, потом предпочитали иной путь!

Но родители все же невольно строят планы для своих детей. И тут бывает два уклона. Одни, руководствуясь принципом «скромность – прежде всего», убеждают ребят «не вылезать», «не задирать нос» и «помалкивать». Словом, «поумнее тебя найдутся». Другие преувеличивают таланты ребенка и настраивают его замахиваться на чересчур сложные дела.

Первые воспитывают робость, вялость порыва, пассивность. Ребенок зачастую и не пробует своих сил, «все равно не получится», в душе его могут заглохнуть неведомые дарования, на общественной сцене он нерешителен, застенчив, всегда в тени, где-то с краешка. Хорошего мало.

Вторые добиваются того, что ребенок, подросток переоценивает себя, а уразумев на практике, что самооценка завышена, что он терпит поражение за поражением, раздражается, обижается, винит весь свет, испытывает унижения, минуты отчаяния, но с заносчивостью не расстается, пока кто-то из близких продолжает ее поддерживать.

Как же родителям вести себя?

Опять-таки лучше всего золотая середина. Но ведь воля и желание творят чудеса, возразит читатель. Надо преодолевать трудности! Безусловно. Но именно преодолевать, а не только кипятиться возле этих трудностей и похваляться: «Мне все нипочем!»

Психологи провели такой опыт: группе подростков давались разной сложности задания. После выполнения или невыполнения задания ребята по своему желанию выбирали следующее – заведомо труднее или легче прежнего. Около половины испытуемых реагировали на результат разумно (у ученых это называется «адекватно»): кто справился в первый раз – принимался за более тяжелое, кто не справился – за более простое. Но четвертая часть испытуемых после каждого неуспеха требовала все более трудных задач. Что проку от такого задора и упрямства? Ребята ворчали, что задачи «какие-то дурацкие», что в них «наворочено и напутано» и под конец иногда удирали, хлопнув в сердцах дверью. За всем их внутренним задором: подавай сюда, сейчас мы разом, ничего не боимся... – крылось неумение критически соразмерять свои силы. Комплекс, в общественном смысле не слишком полезный.

У иных ребят, напротив, было замечено стремление либо избегнуть испытания, либо ограничиться легчайшими задачами, сулящими надежную удачу. Некоторых попробовали обмануть, и выяснилось, что они порой вполне способны решить заковыристые задачи, воображая, что решают простые. Эти ребята свыклись уже с незаслуженно низкой самооценкой, поддерживаемой и мнением окружающих, и не дерзают идти ей наперекор. Очень обидно, очень жаль. А ведь общество-то ожидает от каждого работы по способностям!

Так мы видим, что проблема уровня притязаний влияет на то, какие цели в жизни человек себе ставит, какие средства избирает для их осуществления, как соотносит себя с другими людьми, на чем основывает свои поступки. Словом, в перспективе выстраивается сложная система поведения человека в обществе.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru