Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Воспитание жадности

Кстати, о детской собственности. Она всегда почти как бы условна. У ребенка есть книжки, игрушки и прочие вещи, но они вроде бы не совсем его. Распорядиться ими он обычно не имеет права. А плохо ведет себя – игрушку запирают в шкаф, отбирают мячик или санки. Приятелю хочется покататься на велосипеде – условный владелец его бежит домой: «Мама, можно?..» И частенько: «Нет».

Это несправедливо. Или родители опасаются, что малыш превратится в законченного простофилю и подчистую раздаст свое имущество?

Мы прямо панически боимся, чтобы, проявляя доброту, малыш не потерпел какого урона – не съел бы треть конфеты вместо целой, не остался бы при двух машинках вместо трех и так далее. Боимся, как бы его не «облапошили», не оставили в дураках шустрые сверстники. И мы «учим его уму-разуму». Смешно и даже грустно.

Преотлично он разберется потом, что к чему, не беспокойтесь. А пока позвольте ему иногда быть тароватым! Пусть у него будет что-то по-настоящему свое, что он вправе и подарить, и обменять, если хочет. И помните: Макаренко однажды горько заметил, что, может быть, все педагогические провалы сводятся к формуле «воспитание жадности».

Не только не сдерживать надо ребенка в добрых поступках, но побуждать к ним. Ведь ему в какой-то мере «положены» некоторый индивидуализм и даже эгоцентризм. Без внимания к самому себе, без известной доли эгоизма, без жажды самоутверждения ему бы не удалось вычленить себя из окружающей действительности (первый возрастной кризис) и интенсивно, в кратчайшие сроки строить затем свою личность.

Но здесь же рядом в ребенке живет и доверчивость, и непосредственность, и способность сочувствовать. И опираясь на них, легко воспитать в нем доброту и отзывчивость.

С чего начинается отзывчивость? С мельчайших мелочей. Малыш склонен сосредоточиваться на себе, на своих нуждах, своих желаниях. Он еще не горазд – при всей его наблюдательности – улавливать нужды другого человека.

Вот бабушка, стоя на стуле, протирает окно. Вдруг – ах! – уронила тряпку на пол. Ноги у нее плохо гнутся, слезать за тряпкой неохота. Дотянулась до палки, которой по вечерам задвигают шторы, и старается подцепить тряпку палкой. Четырехлетняя внучка, оторвавшись от куклы, с огромным любопытством смотрит – получится у бабушки или не получится? Только-только тряпка поедет вверх, и снова соскальзывает с палки. Девочка прыскает.

– Ах ты, негодница! Нет бы помочь, так она смеется! Вот я пожалуюсь папе!

А внучка не виновата. Она просто не оценила ситуацию с точки зрения бабушки, не «влезла в ее шкуру» и не сообразила, как именно следует пособить.

Но если ребенку указывать случаи, когда он может помочь взрослым, он откликается с искренней готовностью. Его хвалят, благодарят, он очень доволен и сам уже потом внимательнее приглядывается, где бы кому что поднять, принести, подвинуть, И услышать: «Ну что за умница! Вот спасибо!»

Почаще подталкивайте малыша думать об окружающих. Тут годятся и животные и даже игрушки, которые он всегда одушевляет. В игре ребенок как бы моделирует человеческие отношения. Он в состоянии горячо пожалеть куклу, мишку, и надо использовать это для развития в нем сердечной чуткости, заботливости, умения понять другого «изнутри», поступиться чем-то ради его интересов.

Все названные качества незаменимы при любых людских контактах, не говоря уж о дружбе и товариществе. И, заложив их в ребенке, знайте, что вы заложили первые кирпичики в фундамент будущего здания.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru