Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Ложные авторитеты

Если проанализировать те случаи, когда нарушается социальное самочувствие ребенка в семье, мы обнаружим, что всякий раз происходит еще и вот что: родители базируют свой авторитет на ложных основаниях. То мы видим «авторитет подавления», то «авторитет зависимости», то «авторитет ласки и угождения».

Среди ложных авторитетов встречается и «авторитет подкупа»: веди себя хорошо, хорошо учись, а мы тебе – подарочек, мы тебе поощреньице. Устанавливается этакий натуральный обмен и порой довольно твердые «расценки». И вот: «Вася, давай!» – и Вася мчится, как борзая, а потом: «Предки, с вас причитается». А коли дитя заупрямится, то после ему при первой же просьбе напомнят: «Мы тебя тоже просили...» – и, фигурально выражаясь, покажут авторитетный родительский кукиш.

Бывает подчас даже «авторитет жалости» – совсем уж немощное порождение родительского бессилия: «Не расстраивай папу! Папа так устает... Мы вообще совершенно измучены... Неужели ты пень бесчувственный?.. Маме так тяжело, только ради тебя и живу...» Что тут думает ребенок? Ответим иронической цитатой из Януша Корчака:

«Бедные эти старенькие, все не по ним... Видно, что-то им да мешает, раз они такие несчастные. Папа, бедный, все работает, мама слабая, скоро умрет, бедные, не надо их огорчать».

Да как же его воспитывать с подобных позиций?!

Привлекательность ложных авторитетов в том, что они нередко как будто даже эффективнее, потому что помогают получить надежный сиюминутный результат (пригрозили – подчинился, умолили – пожалел). Но в педагогике цыплят по осени считают, сиюминутные результаты мало говорят о завтрашних. Ложный авторитет неизбежно рушится, обнажая все свои слабости и пороки, а создать новый на пустом месте не удается.

Вопрос о характере родительского авторитета – один из центральных в домашнем воспитании. От него зависит очень многое, в частности непосредственно от характера авторитета зависит характер дисциплины ребенка.

Вероятно, нет нужды подробно излагать, какое значение для члена коллектива имеет дисциплинированность. Понятно, что без нее, что называется, «не до порога». Невозможно ни работать нормально, ни ладить с людьми – ничего.

И, как всегда, семья здесь – либо корень зла, либо «корень добра».

Есть дисциплина и «дисциплина». Разные родители наполняют слово разным содержанием. Часто дисциплину путают с послушанием, покорностью, запуганностью. Настоящая же дисциплина есть активное стремление соблюдать некие нормы поведения, которые делаются уже «второй натурой», входят в кровь и побуждают человека корректировать свои поступки без непременного понукания «свыше», а даже и тогда, когда нет никакой комиссии или проверки, нет свидетелей – наедине с самим собой.

Подлинную дисциплину позволяет построить только подлинный авторитет. А подлинный авторитет рождается прежде всего из восприятия ребенком родителей как людей, достойных почтения, подражания, любви. Как людей, у которых есть чему поучиться, с которыми можно посоветоваться, на которых можно положиться как на старших друзей.

Если ваша жизнь, ваше гражданское лицо, ваша работа, ваша манера держаться безупречны, если дух семьи бодр и проникнут любовью, рождаются подлинный авторитет и подлинная дисциплина.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru