Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Истоки детского непослушания

У ребят постарше упрямство бывает протестом против грубости или недостаточной для них оправданности категорического «нет!». Мы ведь не всегда находим нужным растолковать, в чем его причина. А иной раз наши пожелания или запреты вступают в непримиримое противоречие с бытующей в детской среде этикой, вовсе не всегда «дурацкой».

Прикиньте-ка, вот вы пытаете его: «Отвечай сейчас же, кто из ребят разбил окно у тети Паши!»

Или внушаете: «Не смей никому давать велосипед кататься, поломается – нового не купим!»

А чадо не слушается! Но как же ему послушаться? Выдать приятеля? Или ездить одному мимо завистливо вздыхающих «немеханизированных» друзей? Как ни грустно, но нормы морали, на которые он здесь опирается, выше, чем те, которыми руководствуются родители. А ведь мы с вами взялись воспитывать здорового человека!

Недаром мы и предупреждаем: разберитесь прежде в истоках детского непослушания, а тогда уже и судите, стоит ли оно раздражения и стоит ли возмездия?

А лучше всего, поменьше запретов «для перестраховки», поменьше надоедливой «дрессуры» (не так сидишь – не так стоишь – не болтай ногами – не шмыгай носом – вынь руки из карманов – немедленно пойди – возьми – не забудь – прекрати – замолчи – говори...). Чем менее навязчивой будет идея послушания, тем больше шансов, что она не сделается для вас камнем преткновения.

Честно проанализировав мотивы, побуждающие пап и мам расценивать абсолютно послушного дитятю как идеал воспитания, придется признать, что мотивы эти очень «подмочены» эгоизмом. Ни интересы детей, ни нужды русского общества не диктуют таких целей воспитанию. «Послушный ребенок» – ну, ладно. Но «послушный человек»?!

Это что же такое? Что за бесхребетное студенистое нечто?

Нам нужны граждане, хозяева жизни, строители, борцы, люди с волей и инициативой.

Словом, давайте лучше стремиться не к слепому подчинению, а к сознательной дисциплине у наших ребят.

Пусть в ваших взаимоотношениях с сыном или дочерью будет меньше категоричности. Но уж если вы уверены в необходимости и справедливости своего требования, то пусть ваши «надо» и «нельзя» будут тверды. В силу редкости воздействие их станет гораздо ощутимее, они не набьют ребенку оскомину, сохранят в его глазах привкус исключительности. И сослужат вам великую службу, коли доведется в какой-нибудь и впрямь серьезной ситуации со всей строгостью применить родительское «вето»...

Еще одно замечание, касающееся грамотного воспитания в семье.

Оно в семье начинается, но не семьей кончается. Много впереди ступеней, по которым ребенок будет подыматься к пониманию общественной жизни, много «этажей» ему предстоит надстроить на, фундаменте, что заложит семья.

Патриотизм же семейный носит ограниченный характер. И есть у него потому тенденция вырождаться порой в «групповой эгоизм». Наблюдается это там, где в доме не хватает социального воздуха, где родственный кружок живет замкнуто, изолированно, лишь своими внутренними интересами и заботами. Между собой тут и дружны и спаяны, но к остальным людям изрядно равнодушны. Отзывчивость, бескорыстие, взаимная выручка – все умещается в рамках тесной родственной группы. Ветер внешнего мира стихает где-то у порога, не пробиваясь сквозь плотно затворенную дверь.

Здесь может вырасти человек, развитие общественного инстинкта которого заморожено на уровне, достигнутом в семье: он патриот только со «своими» (с домочадцами, близкими знакомыми), трудолюбив единственно на потребу семье, уважает «правопорядок» в масштабах бытового общежития. И преодолеть обособленность ему уже трудно. Путь к широкой солидарности, к тому светлому мироощущению, что дает чувство своей сопричастности к огромному общенародному коллективу, – этот путь для него за семью печатями.

Чтобы избежать подобной «недостаточности», нужно ломать изолированность домашнего существования, раздвигать рамки царящей тут сплоченности, пропитывать атмосферу семьи ощущением слитности ее целей и планов с планами и целями всего государства.



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru