Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Выход во двор, на улицу

Следующий этап развертывания человеческих контактов ребенка – улица, двор.

О чем прежде всего беспокоятся родители, провожая ребенка гулять? Чтобы не простудился, не потерял варежки, не расквасил себе или кому другому нос.

Боимся, что мы не облегчим родительской жизни, сказав, что двор – арена куда более драматических для ребенка событий и переживаний, что гуляние – всегда средство приобретения и закрепления конкретных навыков поведения в коллективе. И подчас навыки эти вырабатываются в процессе многократных мучительных проб и ошибок, порождающих острейшие коллизии и конфликты.

Даже для «детсадовских» ребят, вроде бы имеющих богатый опыт взаимодействия со сверстниками, выход во двор сопряжен с массой нешуточных проблем. Тут они попадают в разновозрастную и разношерстную саморегулирующуюся вольницу, лишь время от времени претерпевающую краткое вторжение взрослых.

Во дворе, на улице (в отличие от дома, где отношения стабильны) ребенок должен постоянно приспосабливаться к меняющейся ситуации. Вот только-только наладились втроем играть в мяч, как появились откуда-то два братца-забияки. Моментально совершается перегруппировка сил, в мирную забаву врывается дух соперничества, недавний вожак оттеснен на задний план. И каждый избирает теперь новый образ действий.

Мы любим напутствовать ребят перед гуляньем, иногда выглядываем из окна и пытаемся даже с высоты третьего-четвертого этажа руководить их поведением. Но то, что из окошка рисуется примитивным копанием в луже («перестань сейчас же, ноги промочишь!») или бесконечным прыганием через веревочку («Ирка, вспотела небось, надень пальто!»), то там, внизу, значительно сложнее...

Слоняются вокруг песочного ящика и пятнистого грибка, символизирующих детскую площадку, три-четыре фигурки. Один подшибает ботинком чье-то забытое ведерко; второй нашел возле заборчика в палисаднике оброненное кем-то зеркальце, протер о колено и принялся шарить солнечным зайчиком по стене соседнего дома; третий наметил в качестве мишени клок газеты на асфальте и учится далеко и точно плеваться...

– Хоть бы занялись чем! – укоризненно ворчит старушка, сидящая на скамье при коляске с младенцем. – Вот шалопаи.

Разброд во дворе, уныние. Какой-то неудачный день. Тянутся к подъездам, по домам.

– Чего пришел? – удивляется мама.

– Никого нет...

– Не ври. Почему ты не играл с Вадиком и Сашей? Вадик очень хороший мальчик. Я тебя не понимаю.

А что ему было делать с Вадиком и Сашей? Нечего было делать. Дети ведь довольно рациональные люди, трудно их подбить взяться сообща за то, что не требует совместных усилий. Игры не наклюнулось, дела не придумалось, а плеваться удобнее в одиночку.

И потом есть такая непознанная, но реальная вещь, как симпатии и антипатии. Ребята отлично изучили друг друга, и к Сереже, например, лежит душа, а к Вадику нет. Даже и без всяких причин (а неизвестных нам причин тоже бывает предостаточно). Оттого из одних ребят легко формируется дружная компания, а иных, сколько ни сгоняй вместе, они все отталкиваются, как однополюсные магниты.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru