Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Законы взаимодействия в группе

Взаимосвязи в группе подчиняются определенным законам. Два холерика, скажем, в группе не уживаются, каждый хочет верховодить. Несколько очень хороших мальчиков или девочек сойдутся – и получается порой «лебедь, рак да щука».

И роли в группе распределяются не случайно. Психологи выяснили, что разные люди, соединяясь для решения какой-то задачи, ведут себя по одному из четырех шаблонов: первые могут действовать, лишь руководя; вторые предпочитают справляться самостоятельно, без начальников и исполнителей; третьи заботятся главным образом о том, чтобы «угодить в струю», подладиться к остальным; четвертые настаивают на равноценном участии каждого в решении задачи.

Такое деление, говорят ученые, связано, кроме прочего, со специфическим восприятием информации. Кто не умеет воспринимать информацию и указания от других, а кто не умеет «выдавать» информацию и указания и стремится их усваивать.

Это у взрослых людей. Но и в детских коллективах наблюдается нечто похожее.

Разумеется, тут проявляется не только темперамент, но и тот опыт, который приобретен в семье ко времени, когда ребенок вступает в активные контакты со сверстниками. Семейный багаж безусловно отражается на том типе поведения, который он вырабатывает, чтобы «устроиться» в группе, к которой себя причисляет.

Но до раннего подросткового возраста группа не имеет еще решающего значения для ребенка и не обладает еще устойчивостью. И есть возможность влиять на тип его поведения в коллективе. Как?

Мамы и папы не прочь порой «собственноручно» сколотить ребячью компанию и затеять игру. Желание очень похвальное, но требующее чуткости, такта, зоркости и учета тех сложностей, о коих писалось выше. А не то:

– Вот вы, девочки, возьмитесь за руки, мальчик встанет сюда, а ты, малыш в синей шапочке, чего смотришь, иди к нам! Ну, теперь все вместе...

Или властно раздают роли:

– Ты будешь командир, ты – адъютант, ты – часовой... Раз-два, начали!

Но... игра не клеится. Родители пытаются втянуть своего пассивного сына или дочь в общую возню – тот или та упрямятся. Что-то, видно, не так. Не диктуйте, не сердитесь. Пусть дети разбираются сами, силком ничего не добьешься.

Выход не в том, чтобы постараться наспех, с налету что-то исправить в отношениях ребенка с дворовыми приятелями, а в том, чтобы пестовать такие качества личности, которые помогут ему найти верное место в любом коллективе.

Верное – не то же, что командное. Лишь недалекий родитель накачивает свое чадо: «Никому не давай спуску, умей за себя постоять, не будь размазней!»

Уже во дворе ориентированный на исключительное командование ребенок не раз столкнется со случаями, когда ребята могут не признать его главенства, потому что на сцене будет присутствовать кто-то постарше или более пригодный почему-либо для данной ситуации. Позже уровень его притязаний также может прийти в противоречие с неизбежными внутренними поисками коллектива в области оптимальной расстановки сил.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru