Вы и ваш ребёнок
Александр и Ольга Лавровы
Вы и ваш ребёнок

Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Перекосы и коррективы

Чтобы понять, чего не хватает ребенку, надо быть осведомленным о том, как он держится в группе. Понаблюдайте. Но деликатно, ваше явное любопытство сразу спугнет непосредственность. В обществе сверстников ребенок гораздо ближе «к себе», чем в кругу семьи. Дома он говорит скорее о желаемом, иногда наивно приукрашивает свои подвиги, на улице же, в компании ясно, чего он стоит на самом деле.

Разглядев какие-то «перекосы», вы сообразите, какие необходимы коррективы – где нажать, а где притормозить.

Вас радует, что ребенок никого не боится, растет забиякой. Но не пользуется ли он этим для угнетения младших, слабых? Тогда бейте тревогу, вмешивайтесь.

Поджимает хвост, помалкивает, более шустрые им помыкают. Обидно. Так и привыкнет быть в тени, робеть. Подбодрите его, вооружите чем-то для завоевания авторитета в глазах ребят.

Чем вооружить? Сейчас скажем. Но сперва несколько слов обо всем комплексе черт, способствующих благополучию человека в коллективе. Вот что пишет русский психолог Л. Божович: «Для того, чтобы быть действительно общественно воспитанным, человек должен обладать отзывчивостью, добротой, расположенностью к людям. Наконец, он должен жить богатой эмоциональной жизнью».

Рекомендация не абстрактно-гуманная, а чисто практическая. Значение названных Л. Божович свойств все растет, «спрос» на них увеличивается.

Когда среди студентов Воронежа провели опрос на тему «Какие черты наиболее желательны в организаторе?», то на первые места молодежь выдвинула всестороннюю духовную развитость, высокую способность к человеческому общению, интеллектуальность и личное обаяние. А на питерском заводе «Светлана», изучая факторы, влияющие на производительность труда, социологи обнаружили, что надо серьезно учитывать и степень симпатии между работающими бок о бок людьми.

Но вернемся к ребячьему дворовому содружеству. Конечно, здесь, как ничто, котируются смелость и ловкость. Но, по совести говоря, детворе не так легко повседневно проявлять их в разумной и общеполезной форме. Ладно, коли есть спортплощадка, а то скачет мальчишка по гаражам или лазит по пожарной лестнице – вот и вся удаль.

Однако не только силой и отвагой берут ребята в коллективе. Почти вровень с ними идут на бирже детских ценностей умение считаться с товарищами, организаторский талант, информированность в интересующих детей сферах, общительность.

Порой удивляешься, до чего чутко, по малейшим признакам дети определяют «задаваку», «воображалу». А ведь за «воображал» целиком в ответе родители. Баловство, захваливание, пренебрежительные отзывы при ребенке о всех его сверстниках подряд, слишком нарядная для гуляния одежда – вот что плодит несчастных «воображал». Действительно, несчастных, потому что при всем их гоноре они изрядно страдают в глубине души от насмешек и отверженности.

Индивидуализм встречается детьми в штыки. Но тут нет жажды нивелировки. Яркая индивидуальность, напротив, принимается, уважается и даже «опекается» двором.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru