Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Стресс

К эмоциональной сфере человека относится также стресс. Термин этот появился совсем недавно. В обыденном словоупотреблении под термином «стресс» понимают нервное напряжение (англ, stress – давление, напряжение, нажим). В научной же литературе стресс определяется как «неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование». Как понимать это определение? Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, комментирует это определение следующим образом: наш организм специфически реагирует на каждое предъявляемое ему требование – мы съели соленую пищу, и нам хочется пить, чтобы вывести из организма излишки соли; на холоде мы дрожим, и наши кровеносные сосуды сужаются, уменьшая потерю тепла; в жару мы потеем, и испарение охлаждает нас.

Это, и есть специфическая- реакция организма на внешние агенты. А вот в конфликтных ситуациях, при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принять быстрое и ответственное решение у человека возникают неспецифические защитные реакции, в результате которых в ответ на сильные или сверхсильные внешние воздействия организм мобилизует все свои ресурсы. Стрессовое состояние вызывает изменения в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, биохимические сдвиги в крови, изменяет электропроводимость кожи. Заметные нарушения наступают и в поведении человека: оно становится в большей или меньшей степени дезорганизованным, нецеленаправленным, появляются беспорядочные и нецелесообразные жесты, речь становится отрывистой и несвязной.

При сильном стрессе изменения в поведении, психической деятельности еще более заметны: внимание расстраивается, особенно ощущаются трудности в его переключении и распределении, возможны ошибки восприятия, памяти, наблюдаются неадекватные реакции на неожиданные раздражители. К числу изменений поведения в стрессовом состоянии относятся затруднения в осуществлении функций, требующих сознательного контроля, а навыки, автоматизированные и изученные формы поведения не только тормозятся, но могут заменять собой сознательно направленные действия, то есть при сильном стрессе «срабатывают» сформированные ранее системы. Однако стресс – это не только диссонанс в нашем поведении, не только отрицательные эмоции.

«Полная свобода от стресса, – пишет Г. Селье, – означает смерть. Вопреки распространенному мнению, мы не должны и не в состоянии избегать стресса. Стресс в его несильной форме проявления вызывает и прилив сил, и активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, то есть стресс это не только враг, но и помощник».




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru