Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Стенические и астенические эмоции

В эмоциях отражаются наши потребности – источник активности человека. Именно потребности, материальные и духовные, стимулируют человека к действию: к поиску пищи при возбуждении потребности в еде; к общению, если эта одна из важнейших . духовных потребностей – потребность в общении – в силу каких-то причин не удовлетворена; к чтению – для удовлетворения потребности в познании. Конечно, не всякая потребность и не всегда вызывает непосредственно поступок. Много наших потребностей, желаний часто остаются лишь желаниями то ли в силу каких-то внешних обстоятельств, то ли по причине нашей лености, то ли потому, что мы считаем, что такую именно потребность следует в себе подавить, или потому, что у нас просто нет сил осуществить нашу мечту.

Чаще всего для того, чтобы потребность вызывала действие, должно быть промежуточное звено – эмоциональный образ. Именно он насыщает потребность, делает объект способным ее удовлетворить, особо притягательным. Включая в себя образы объектов внешнего мира и образы физиологического состояния человека, эмоция становится программой действия. Потребность, отражаясь в эмоции, делает поступки, действия человека пристрастными: в ситуации мы видим прежде всего то, что нас волнует, что нам необходимо, и не видим того, чего избегаем и боимся. Психологические исследования свидетельствуют о том, что в той или иной ситуации, особенно в неопределенной, человек, как это ни странно, в первую очередь видит то, что связано с его побуждениями. Поэтому разные люди в одной и той же, например, кляксе увидят совершенно разное, важное для себя. Голодному такое «нечто» будет казаться чем-то похожим на пищу, другому эта клякса напомнит очертания животного, третьему, склонному к агрессивным формам поведения, она покажется какой-то баталией и т. д. Итак, эмоция – это как бы ступенька от потребности к действию.

Эмоция может сразу вызвать действие либо станет напряженным ожиданием, надеждой на благоприятный поворот событий или же «стоп-краном» возможных действий.

Кант ввел в психологию деление эмоций на так называемые стенические и астенические. Стенические эмоции повышают жизнедеятельность человеческого организма, тонус его психической жизни, астенические – угнетают, ослабляют активность, демобилизуют. Стенические эмоции – любовь, радость, вдохновение, восторг вызывают у человека прилив энергии, высокую работоспособность, бодрость, общий подъем. Недаром в состоянии влюбленности человек готов «горы сдвинуть» с места. Вспомним знаменитую Болдинскую осень – период в жизни А. С. Пушкина перед женитьбой на Наталии Николаевне. Именно в эту осень Пушкин создал лучшие свои произведения.

Анализируя творчество А. Блока, Анатолий Александров пишет: «Поэт влюбился в актрису труппы Коммисаржевской Наталью Волохову. С конца декабря 1906 года он открыто, не таясь «приобщается самой темной и страшной стихии – стихии любви». Об этом огне любви «Снежная маска» – лирический цикл из тридцати стихотворений, созданный в головокружительном поэтическом порыве за несколько январских дней 1907 г.».

А вот еще одно свидетельство роли чувства любви в жизни человека: «Если бы я не встретился с тобою, мой милый друг, моя жизнь была бы тусклой и бездейственной, какой была до встречи с тобою... Без твоей дружбы я не напечатал бы ни одной строки, только лежал бы и читал бы, не излагая на бумаге того, что считал честным и полезным. Твои качества поддерживали мою веру в разумность и благодарность людей», – писал Н, Г. Чернышевский в письме к жене от 7 июля 1888 г.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru