Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Эмоция – враг и помощник

Итак, эмоция – и наш враг, и наш помощник. Состояние удовольствия или неудовольствия, возникающее при нашем восприятии тех или иных объектов (эмоциональный тон ощущений), несомненно является тем незаменимым помощником, который «подскажет», что в данном объекте может быть для нас полезно, а чего следует остерегаться: у мяса запах неприятный – лучше его не есть, на цвет это масло кажется не очень привлекательным – наверное испорчено, то есть эмоция – как бы дополняет информацию о данном объекте, помогает нам в нашем восприятии мира, она регулирует наше познавательное поведение. Эмоции помогают нам понять другого человека, разобраться в его состоянии. Видя по лицу человека, что он чем-то расстроен или угнетен, мы не позволим себе в данный момент просить его о какой-то услуге, постараемся ему чем-то помочь – делом или просто советом. Анализируя поведение человека и разобравшись, что оно вызвано страхом или какой-либо иной эмоцией, мы сумеем понять истинную сущность его поступков. Эмоция дает нам тот важный информационный материал, без которого немыслимо человеческое общение.

Благодаря не только нашей речи, но и эмоциям, мы понимаем друг друга. И здесь эмоция дополняет ту информацию, которую мы получаем из уст человека. Иногда эмоция «скажет» больше, чем слово, а то и будет прямо противоположной слову. Сколько раз в самых различных жизненных ситуациях мы были свидетелями того, как непосредственные переживания человека противоречивы его словам. Мы часто употребляем фразу: «Думает одно, а говорит другое», но справедливо и такое положение: говорит одно, а чувствует другое. Человек может испытывать к другому острую жалость, но боязнь обидеть его не позволит намекнуть об этом чувстве. Человек может беззаветно любить другого, но, зная, что чувство его не найдет ответа, и не обмолвится о своей любви. Мы можем намеренно скрыть от других свое состояние, не желая делать его предметом обсуждения или пищей для злых языков. Итак, эмоция помогает в нашем общении, делает его более богатым, насыщенным.

Эмоции, возникающие в наших взаимоотношениях с окружающими, превращаются в устойчивые чувства дружбы, привязанности, антипатии, вплетаются в эти взаимоотношения, влияют на наше поведение. Если мы чувствуем, что окружающие относятся к нам с симпатией, что нас уважают, любят, ценят, с нами хотят посоветоваться, то как легко и радостно нам работается! Если же в коллективе отношения складываются неудачно, то нам не хочется идти на работу, да и работа не клеится. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что хороший психологический климат в коллективе, насыщенный «теплыми» эмоциями, радостью взаимного общения, симпатиями, любовью каждого к своему коллективу, повышает производительность труда, делает работу приятной. Взаимные антипатии в коллективе, склоки, ссоры и конфликты во многом понижают работоспособность.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru