Вы и ваш ребёнок
Мария Рождественская
Будьте внимательны к детям


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Заикание – своеобразный дефект речи

Начало заболевания бывает различным. У некоторых малышей оно возникает внезапно. После испуга ребенок совсем не может говорить. Состояние немоты длится несколько минут, часов и даже дней, после чего ребенок начинает говорить с заиканием. У здорового ребенка такое расстройство может закончиться полным восстановлением речи. У ребенка, склонного к невротическим реакциям, заикание оказывается стойким. Иногда заикание появляется на фоне захлебывающейся, быстрой речи у детей, предрасположенных к нарушениям темпа и плавности речи. В начальной стадии нарушение речи бывает легким, не очень выраженным и проявляется только в момент волнения ребенка. Родители первое время могут даже не заметить, что ребенок стал заикаться и расценивают запинки в речи как баловство. Со временем заикание может постепенно усилиться и принять стойкий характер.

Заикание – своеобразный дефект речи, влияющий на развитие личности ребенка. Маленькие дети (2–5 лет) не обращают внимания на этот дефект, чувствуют себя в коллективе уверенно, свободно и охотно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Пяти-шестилетний ребенок начинает осознавать свой недостаток, однако в этом возрасте еще нет глубоких переживаний по этому поводу. Чем старше ребенок, тем осознаннее он относится к своему дефекту. Бывает, что другие дети передразнивают его речь, смеются над ним. Ребенок начинает стыдиться и болезненно переживать. Он неохотно разговаривает, становится плаксивым, обидчивым, раздражительным, постепенно развиваются замкнутость, неуверенность в себе. В школьном возрасте заикание почти всегда служит источником мучительных переживаний и нередко причиной плохой успеваемости. Появляется тягостное чувство неполноценности, выраженный страх перед речью, что усиливает речевой дефект. Болезненная фиксация на нарушении речи особенно проявляется в подростковом возрасте, при этом усугубляются личностные особенности (обидчивость, повышенная ранимость, чувство собственной неполноценности, страх речи и т. д.).

Речевой дефект больше всего проявляется в связной речи, в момент волнения. Иногда заикающемуся ребенку удается более или менее свободно говорить при коротком ответе, в привычной обстановке, особенно в домашней. Ребенок при помощи речевых уловок и вспомогательных движений может уменьшать речевые затруднения (сжатие руки в кулак, ритмичное покачивание тела, пристукивание ногой в такт речи и т. д.).




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru