Вы и ваш ребёнок
Мария Рождественская
Будьте внимательны к детям


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Детский аутизм

Термин «аутизм» используется в психиатрической практике для обозначения особого состояния больных, проявляющегося в погружении в мир собственных переживаний, уходе от контактов с внешним миром.

Детский аутизм – это особая форма искаженного психического развития ребенка. Основные признаки этой патологии – крайняя самоизоляция ребенка, отсутствие потребности в контакте с окружающими его взрослыми и детьми, эмоциональная холодность к близким, требование сохранения независимости, неизменности окружающей обстановки, однообразие поведения, нарушение игровой деятельности и коммуникативной функции речи.

Причины возникновения раннего детского аутизма различны.

Некоторые авторы считают, что основная роль в происхождении этого синдрома принадлежит наследственным факторам. Так, у 85 % родителей, дети которых страдали аутизмом, выявлены «шизоидные» черты. Это были замкнутые, отгороженные от внешнего мира, с признаками эмоциональной холодности, приверженные к рутинному порядку в доме люди. Изучение пар близнецов с аутистическим поведением также подтверждает роль наследственного фактора в возникновении этой формы искаженного развития.

Наряду с наследственными факторами причиной раннего детского аутизма бывают повреждения головного мозга на ранних этапах развития (различные вредности, действующие на плод во время беременности, органическое повреждение мозга во время родов или в первые годы жизни ребенка).

Некоторые авторы указывают, что на происхождение детского раннего аутизма влияет сочетание двух факторов: наследственность и раннее органическое повреждение головного мозга.

Признаки раннего детского аутизма многообразны по характеру и по степени выраженности болезненных проявлений. Однако, несмотря на разнообразие клинических форм, имеются общие симптомы, характерные для всех вариантов этой патологии развития. Они обусловлены единым механизмом развития патологического процесса, сущность которого заключается в специфическом искажении развития психики.

Необычность поведения ребенка родители иногда замечают уже на первом году жизни: повышенная чувствительность и парадоксальные реакции на любые изменения в окружающей обстановке. Так, на яркий свет, шум, шорохи, новые предметы в комнате или на новую игрушку дети реагируют длительным плачем, двигательным возбуждением. Другие, наоборот, не реагируют на яркие, красочные игрушки, не проявляют к ним интереса.

У некоторых детей рано проявляется своеобразная эмоциональная недостаточность. Еще в младенчестве они почти не оживляются при виде матери, не реагируют на ее голос, не улыбаются ей. Остаются одинаково безучастными как к близким, так и к посторонним лицам. В то же время их радуют неодушевленные предметы, например картина на стене, рисунок ковра у кроватки. Они не просятся на руки и, находясь на руках у матери, остаются вялыми, пассивными, не прижимаются к матери, как это обычно делают психически здоровые дети, не проявляют интереса к новым игрушкам. Некоторые дети совершают стереотипные движения руками, могут подолгу держать руки перед глазами, то скрещивая их, то причудливо переплетая пальцы. На втором и третьем году жизни отчетливее проявляется безразличие, холодность или даже жестокость по отношению к окружающим. У некоторых детей безразличие к матери переходит в недружелюбие, иногда даже они гонят ее от себя, могут ударить, укусить и после этого не испытывают раскаяния. Другие дети болезненно привязаны к матери: не отпускают ее от себя, тревожатся, если она отлучается на непродолжительное время, но не проявляют заботы, внимания, ласки.

Некоторые дети бывают своеобразно чувствительными. Так, грустные рассказы, кинофильмы, песни, мелодии надолго печалят их, вызывают слезы, но они остаются холодными, черствыми и даже жестокими по отношению к близким, родным, сверстникам. Другие, наоборот, сообщают, что любят рассказы и сказки с «плохим» концом, им нравится, когда с героем книги случаются различные неприятности.

Для детей с аутистическим синдромом характерен «феномен тождества». Эти безучастные и, казалось бы, невнимательные к окружающему дети бурно реагируют на самые незначительные изменения в окружающей обстановке: на новые вещи в комнате, в одежде матери, на расположение предметов на столе или полочке. Избирательно относятся к собственной одежде: родители подолгу не могут заставить надеть новую рубашку, пижаму. Такая же избирательность наблюдается в отношении к пище: предпочитают питаться только одним, конкретным видом еды, избегая при этом или полностью игнорируя другую пищу.



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru