Вы и ваш ребёнок
Мария Рождественская
Будьте внимательны к детям


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Речевая патология при аутизме

При раннем детском аутизме всегда в той или иной степени нарушается речевая деятельность, в основном формирование устной речи, главным образом ее коммуникативной функции. Начальное становление и развитие речи протекают без существенных отклонений. Как и у детей с нормальным психическим развитием, первые слова они произносят в конце первого года жизни или даже в более раннем возрасте (в 8–10 месяцев) и к двум годам у большинства из них хорошая фразовая речь, как правило, без дефектов произношения. Ребенок умеет грамотно строить предложения, словарный запас достаточный. Однако у некоторых детей с ранним аутизмом наблюдается задержка речевого развития. Иногда развитие фразовой речи задерживается до трех лет и более.

Структура речевой патологии у всех детей, страдающих аутизмом, идентична. Так как прежде всего нарушена коммуникативная функция, дети почти не обращаются с вопросами, редко отвечают на обращенные к ним вопросы, а если отвечают, то односложно. Может возникнуть избирательный или полный отказ от речевого общения (мутизм). Речь из средства общения становится препятствием к взаимоотношению со взрослыми и сверстниками, В то же время они разговаривают сами с собой, у них довольно развита «автоматическая» речь: считают, поют песни, рассказывают стихи и т. д. В некоторых случаях наблюдается своеобразная многоречивость при отсутствии направленности к собеседнику. Для такой говорливости характерна потеря чувства собеседника. Не замолкая ни на минуту, дети все комментируют, поясняют свои и чужие действия.

В речи детей с аутистическим синдромом сочетаются примитивные, обрывочные фразы со сложными речевыми оборотами. Так, бессмысленно повторяемые слова и предложения, незавершенные фразы, лепет могут сочетаться с правильной речью. В то же время ребенок может произнести целый монолог, пересказать большой отрывок прозы, рассказать стихотворение, при этом фразы и слова произносит правильно. Это подтверждает достаточную лексическую и семантическую сформированность речи. В речевой поток нередко дословно вставляют ранее услышанные фразы или несколько фраз, так называемый «фонографизм». Иногда появляется автономная речь, в которой наряду с аграмматизмами дети используют особую индивидуальную знаковую систему и не употребляют первое лицо глаголов. Часто встречается явление реверсии местоимений (применение в отношении самих себя местоимений не первого, а второго и третьего лица), называют себя «он», «она» или «ты», тогда как других людей – «я». У некоторых детей наблюдается своеобразный отказ от определенных слов, особенно отрицательных и утвердительных. Временами появляются своеобразные голосовые модуляции, растянутое и напевное произношение слов, скандирование.

Начиная с 7–9-летнего возраста постепенно сглаживаются коммуникативные нарушения речи и как бы с запозданием формируется экспрессивная речь.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru