Вы и ваш ребёнок
Мария Рождественская
Будьте внимательны к детям


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Неврозы и неврозоподобные состояния у детей младшего школьного возраста

Поступление ребенка в школу совпадает с возрастным кризисным периодом (7–8 лет), когда чаще возникают различные нервно-психические заболевания, особенно неврозы: нервные тики, ночное недержание мочи, заикание, нарушение сна, вегетативный невроз, истерические реакции и др. В этот период наблюдается обострение невроза, неврозоподобного состояния, имевшего место в дошкольном возрасте.

Некоторые формы невроза и неврозоподобного состояния чаще появляются в дошкольном возрасте, другие – в младшем школьном. Так, заикание в дошкольном возрасте наблюдается в 2,5 % случаев, а среди школьников несколько меньше – в 2 %, То же самое можно сказать и о детских страхах. Невроз навязчивых движений (тики) возникает с одинаковой частотой в обоих возрастных периодах, вегетативный невроз, истерические реакции – преимущественно у детей младшего школьного возраста.

Истерические реакции чаще бывают у избалованных детей при неудовлетворении, невыполнении их желаний или требований. Получив отказ, особенно от родителей, ребенок начинает кричать, драматически заламывать руки, прижимать их к груди, к горлу, тяжело дышать. При этом жалуется на боли в различных участках тела, пытаясь этим привлечь внимание, возбудить жалость, сочувствие окружающих. В более тяжелых случаях такая реакция может перейти в истерический припадок, выражающийся в судорожных движениях, но без глубокой потери сознания. Во время припадка ребенок совершает беспорядочные движения конечностями, выгибает тело дугой, выкрикивает отдельные слова, фразы. Другие дети многократно производят какие-либо движения руками: подносят то одну, то другую руку ко рту, пытаются ее кусать. Иногда двигательные расстройства выражаются кратковременным «замиранием», во время которого ребенок перестает отвечать на вопросы.

Истерический припадок может протекать в виде обмороков. Ребенок медленно сползает на пол, валится на кровать или стул, при этом лицо краснеет, покрывается потом. По истечении истерического припадка ребенок утверждает, что он ничего не помнит о случившемся, хотя полной потери сознания не бывает. Потом выясняется, что он слышал. о чем говорили во время приступа, и правильно передает содержание разговора. После истерического припадка ребенок жалуется на ощущение «комка в горле» или утверждает, что у него «отнялись» ноги, руки. При попытке поставить его на ноги валится на кровать. В некоторых случаях истерические реакции сопровождаются демонстративными высказываниями, попытками покончить с жизнью, отказом от пищи, побегом из дому, школы.

Если родители, неправильно оценивая состояние ребенка, стремятся тут же выполнить его требование, отменить запрет или наказание, то это приводит к последующему повторению и закреплению истерических реакций. В дальнейшем они легко возникают у ребенка в любой более или менее сложной жизненной ситуации, иногда по малейшему поводу.

Нередко возникает утрата речи у доски. Это своеобразный невроз, который называется мутизмом. Продолжительность мутизма и степень его выраженности могут быть различными. У одних детей наблюдается частичный мутизм, они волнуются только у доски и только у доски не могут говорить. Другие, при более выраженном невротическом расстройстве, перестают говорить, как только переступают порог школы. В домашних условиях речь нормальная. В тяжелых случаях заболевания может наступить общий мутизм, когда ребенок перестает разговаривать и дома.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru