Вы и ваш ребёнок
Мария Рождественская
Будьте внимательны к детям


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Неврозы и неврозоподобные состояния в подростковом возрасте

В подростковом возрасте неврозы и неврозоподобные состояния по клиническим проявлениям приближаются к таковым у взрослых людей, выделяют: истерический невроз, неврастению и невроз навязчивых состояний.

Истерический невроз чаще встречается у девочек-подростков. Эта форма может наблюдаться как у подростка, имеющего личностные отклонения, так и у психически полноценной личности под влиянием психотравмирующего фактора. Для истерического невроза характерны крайнее разнообразие и изменчивость клинических признаков, различают истерические припадки, двигательные, чувствительные, вегетативные и психические расстройства, нарушения функции органов чувств и речи.

Характерной особенностью истерических реакций является то, что для больного они желательны. У них возникает и закрепляется двойственное отношение к своей болезни. Они просят врача избавить их от тягостных состояний, но в то же время их поведение свидетельствует о том, что они не стремятся к выздоровлению, так как болезненные проявления создают определенные выгоды, часто дают им возможность выйти из тяжелой для них житейской ситуации.

Личностные отклонения у некоторых детей проявляются еще в дошкольном возрасте. Такие дети капризны, обидчивы, впечатлительны, склонны к паясничанию, любят быть в центре внимания, представляют себя героями фантастических историй, сживаются с выдуманной ими ролью, не всегда могут отличить реальность от фантазирования, а если взрослые «раскрывают» их выдумки, не смущаются или смущаются на короткое время. В школе такие дети стремятся быть в центре внимания, что им иногда удается.

В подростковом возрасте в связи с возрастающими требованиями, предъявляемыми родителями, школой, а также перенесенными дополнительными внешними вредностями, ослабляющими нервную систему (инфекции, травмы черепа, переутомление, недосыпание, длительно действующие психические травмы), нередко больные создают конфликтные ситуации, которые проявляются периодическими истерическими реакциями. Эти реакции возникают обычно очень «кстати» для больного. Все поведение больного часто носит демонстративный характер. Стараясь обратить на себя внимание, он или самовозвеличивает себя, или утрирует свои болезненные нарушения, ищет сочувствия, жалости. Каждый его жест, движение или поступок театральны, рассчитаны на зрителя.

При самовозвеличивании отчетливо проявляются завышенные претензии и желания, усиленная склонность к лживости и фантазированию, которые иногда приобретают нелепый характер. Нередко у подростка возникает желание реализовать свои фантазии, так как повседневная жизнь ему представляется «серой, безрадостной и ненужной». Они пишут рассказы, стихи, читают их знакомым сверстникам, посылают в редакции. При отсутствии признания не пытаются исправить ошибки, трудом добиться лучших результатов, не могут критически оценить свое творчество и предъявляют повышенные требования к окружающим. Так как они плохо переносят одиночество и невнимание к себе, то ищут общество, где могут самоутвердиться. Нередко это приводит их в асоциальные группы, к случайным связям. Стремление к самоутверждению обусловливает демонстративные поступки, особенно при наличии длительно травмирующих психику обстоятельств, при неудовлетворенности своим положением. Как протест против требований взрослых они начинают употреблять алкогольные напитки, угрожают покончить с собой, уходят из дому. Все эти болезненные проявления приносят много огорчений родителям, школе, обществу.

И. П. Павлов доказал, что временное «бегство в болезнь», дающее человеку ту или иную жизненную выгоду, например избавление от нежелательной ситуации, по механизму образования условного рефлекса закрепляется и истерическая болезненная симптоматика фиксируется на длительное время.

Для предупреждения дальнейшей психопатизации личности и истерических реакций родители должны постоянно заниматься воспитанием подростка, тренировать его реакции на внешние неблагоприятные воздействия, научить подавлять желания и выполнять необходимые требования в школе, дома. Для ограничения сексуальной информации надо контролировать просмотр кинофильмов, чтение. Постепенно надо вырабатывать у истероидного подростка способность выполнять работу, требующую терпения, спокойствия, умения сосредоточиться (игра с «конструктором», сборка радиоприемника, фотографирование, спорт и т. д.).

Истерические припадки отличаются большим разнообразием. Чаще всего они протекают в виде приступов рыданий с попыткой рвать на себе одежду, волосы, царапать тело. Рыдание иногда прерывается громким смехом, театральными жестами. Нередко припадки носят иной характер: подросток со стоном медленно опускается на кровать или пол, демонстративно разбрасывает руки в стороны, тяжело дышит, просит вызвать врача, скорую помощь. Во время приступа характерна мимика испуга или страдания, цвет лица чаще красный, но может наблюдаться и бледность.

Истерические припадки чаще всего возникают как реакция на неудовлетворение требований, желаний или недостаточное внимание родителей или сверстников. Они бывают только тогда, когда есть зритель, и не возникают во время сна или тогда, когда больному неприятно, чтобы определенные люди знали о его припадках.



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru