Вы и ваш ребёнок
Мария Рождественская
Будьте внимательны к детям


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Невроз навязчивых состояний

Навязчивые состояния могут возникнуть у каждого здорового подростка. Их развитию способствует общее ослабление организма, нервной системы. Они возникают после перенесенного инфекционного заболевания, на фоне длительно текущих хронических заболеваний, при умственном переутомлении и др. Однако заболевание – невроз навязчивых состояний – возникает чаще всего у подростков со слабой нервной системой, с тревожно-мнительным характером. Они уже в раннем детстве отличались робостью, боязливостью, мнительностью. Под влиянием длительно действующей психотравмирующей ситуации (алкоголизм родителей, их деспотизм, чрезмерно повышенные требования к ребенку, несогласие между родителями и т. д.) болезнь развивается постепенно, а после острой психической травмы – внезапно.

Навязчивые состояния, возникающие в подростковом возрасте, крайне разнообразны и мало чем отличаются от таковых у взрослого человека. В клинической психиатрии выделяют несколько типов навязчивых состояний: воспоминания, ожидания, сомнения, страхи, влечения, представления, движения, действия и др.

Характерно, что возникающие страхи, мысли, действия и т. д., чаще всего нелепые по содержанию, неотвязно овладевают сознанием больного, хотя он осознает их нелепость, но преодолеть не может.

Навязчивые воспоминания характеризуются тем, что постоянно «лезут в голову» строчки из прочитанных книг, отрывок стихотворения, мотив песни или мелодии музыкального произведения, эпизоды неприятного события, имевшего место в прошлом и т. д. Подобная навязчивость встречается и у психически здоровых подростков, например, воспоминание мелодии после прослушанного концерта. Если навязчивые воспоминания постоянны, особенно когда их содержание носит тягостный, мучительный характер, они воспринимаются как болезненные. Навязчивые сомнения, вопреки воле больного, вызывают неуверенность в правильности и точности выполнения того или иного действия. Любое выполненное подростком поручение вызывает постоянную неуверенность и тревогу: правильно ли он написал домашнее задание, выключил ли электрический утюг или газовую плиту, запер ли дверь. Многократно проверив правильность произведенного им действия, больной успокаивается, но через некоторое время появляются новые сомнения. Так, у подростка возникает сомнение, правильно ли он решил пример. Он начинает многократно проверять, заново решать. Убедившись, наконец, что решение верное, он, положив тетрадь в портфель, начинает сн0ва сомневаться, а в школе вновь проверяет, сверяет свое решение с решением товарищей.

Навязчивые сомнения нередко возникают и у здоровых людей. Но если здоровый, однажды проверив себя, успокаивается, то больной и после многократной проверки продолжает сомневаться.

Навязчивые опасения несколько напоминают навязчивые сомнения. Например, у подростка возникает болезненное опасение забыть у доски содержание хорошо ему известного учебного материала или неловко выполнить гимнастическое упражнение на уроке физкультуры, некстати покраснеть и т. д. Постоянное ожидание неудачи делает подростка замкнутым, неуверенным, приводит к двигательной скованности. Иногда навязчивое опасение может настолько нарушить выполнение двигательных актов, что подросток не в состоянии выполнить то или иное движение. Нередко возникают реакции защитного характера, что выглядит в глазах окружающих как нарушение поведения: отказ отвечать у доски, прогулы уроков, невыполнение общественных поручений и т. д.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru