Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Наблюдения за поведением младенца

Исследования также показали, что уже первоначальные «умственные операции» сопровождаются эмоциональным компонентом – чувством удовлетворения, покоя, если все в порядке (мать рядом и говорит «своим голосом») и беспокойством, неудовольствием, если вдруг мать становится непохожей на себя. Тогда свой протест, свое неудовольствие ребенок выражает плачем, С помощью плача ребенок дает нам знать о каком-то своем неблагополучии и дискомфорте, а мать понимает: ребенку холодно, он хочет есть, он хочет, чтобы с ним поговорили, хочет, чтобы его покачали. А если все в порядке – гуканье, размахивание руками и ногами, а потом – и улыбка. Таким образом, новорожденный способен испытывать простейшие, как мы говорим, эмоциональные состояния – удовольствие и неудовольствие. Но эти первые состояния связаны не только с биологическими потребностями («я сыт, сух, не испытываю голода, жажды, мне не больно, я не перегрет и потому мне хорошо»), эти эмоции уже в какой-то мере вплетаются в первый социальный опыт ребенка. Ведь ребенок с момента рождения – существо социальное, в его мозгу заложены принципиально отличные структуры, определяющие и принципиально отличное от животных поведение. В первых эмоциональных реакциях ребенка уже проявляются и первые духовные потребности – потребность в общении и потребность во впечатлениях.

Обстоятельные наблюдения за поведением младенца позволили выделить так называемый «комплекс оживления» – особую положительную эмоциональную реакцию, в которую входят следующие компоненты: улыбка, быстрые оживленные общие движения с многократным выпрямлением и сгибанием рук и ног, учащенное дыхание, блеск глаз, голосовые реакции. По поводу того, какими стимулами вызывается этот комплекс оживления – несомненное состояние удовольствия – существуют различные точки зрения. Одни исследователи связывают это состояние с удовлетворением органических потребностей: ребенок поел, ему дали возможность подвигать ручками и ножками, сменили пеленки – ему радостно, приятно, он потому и «оживляется». Другие утверждают: удовлетворение органических потребностей у ребенка лишь ведет к его успокоению, а вот для того, чтобы возникла эмоциональная реакция положительного плана, нужны совершенно иные стимулы – социальные. Комплекс оживления, по мнению этих исследователей, может возникнуть только в ситуации общения ребенка со взрослым человеком. Причиной крика ребенка – как реакции неудовольствия – может быть голод, перевозбуждение перед сном, боль, температурные раздражители.

Положительные же эмоциональные реакции возникают и развиваются лишь под влиянием воздействий на слух и зрение: мать поет ребенку песенку, убаюкивает его, ласково ему улыбается, что-то говорит свое – доброе, материнское, склоняется над ним – вот только тогда и может появиться положительная эмоциональная реакция. М. И. Кистяковская пишет: «...проявление радости впервые возникает у ребенка при внешних воздействиях на его органы чувств, в особенности на глаз и ухо. Тем самым выясняется неправильность той точки зрения, согласно которой положительные эмоции появляются у ребенка при удовлетворении его органических потребностей. Все полученные нами материалы говорят о том, что удовлетворение органических потребностей лишь снимает эмоционально-отрицательные реакции, создавая этим предпосылки для возникновения положительных, но сами по себе их не порождают». Это подтверждает и тот факт, что положительные эмоциональные реакции появляются позже отрицательных и что их проявление связано с формированием так называемого слухового и зрительного сосредоточения, то есть специфического реагирования глаз и ушей ребенка на соответствующие раздражители. Оказалось, что появление комплекса оживления совпадает с началом слухового и зрительного сосредоточения. Примерно до трех недель ребенок, хотя и слышит, но еще не улавливает направления звука, хотя и видит, но не сосредотачивает зрения на объекте. И лишь через три недели после рождения ребенок проявляет слуховое и зрительное сосредоточение – поворачивает голову к источнику звука, водит глазами за движущимся объектом.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru