Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Социальное происхождение эмоций

Итак, положительные эмоции имеют социальное происхождение, их вызывают люди, окружающие ребенка: улыбка появляется у ребенка впервые при звуках голоса знакомого человека. В процессе речевого общения через интонацию голоса ребенок получает эмоциональный заряд, в ответ на который он реагирует положительными эмоциями. Затем включаются воздействия на зрение – ребенок воспринимает выражение лица взрослого, соответствующее положительно или отрицательно окрашенной интонации.

Есть предположения, что уже у младенца происходит некоторая дифференциация эмоции неудовольствия – это реакции страха и гнева. Так, если над головой маленького ребенка раздается резкий и громкий звук, ребенок вздрагивает, мышцы его напрягаются, он начинает плакать. Такую же реакцию (без плача) можно наблюдать и у взрослых: вы ненароком уронили кастрюлю, сковородку, забыли закрыть форточку, и от сквозняка она резко стукнула, где-то громко хлопнула дверь – все это может стать причиной реакции неудовольствия или страха. Предполагают, что ребенок боится от рождения и потери точки опоры: если резко выдернуть из-под ребенка матрасик, на котором он спит, увидим сморщенное личико, услышим крик. Состояние неудовольствия, опять-таки выражаемое криком, покраснением и сморщиванием личика, можно фиксировать у ребенка в ситуации, когда вы попытаетесь долго удерживать головку, ноги или туловище его в одном положении. Как же поступать при этих первых эмоциональных реакциях ребенка? Когда малыш плачет, нужно ли качать его, прикладывать к груди, петь песенки, успокаивать, или лучше не баловать: пусть покричит, нечего приучать к рукам, или возмутиться: «Ишь ты, такой маленький, а уже криком требует своего»?

Прежде чем разбираться в этих противоречивых точках зрения, проанализируем ситуации, в которых у ребенка возникают эмоции удовольствия и неудовольствия, при этом затронем один немаловажный вопрос: роль положительных эмоций в развитии ребенка. Как правило, родителей больше всего на данном этапе волнуют отрицательные эмоции: ребенок плачет, кричит – значит что-то его беспокоит, что-то не в порядке. Удовлетворяя органические потребности ребенка, мы снимаем отрицательные эмоции, что ведет к его успокоению.




© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru