Вы и ваш ребёнок
Кульчицкая Елена
Воспитание чувств детей в семье


Содержание


История Древнего Мира
История Средних Веков
Портал для родителей



Роль положительных эмоций в развитии ребенка

В этом разделе постараемся определить роль матери в развитии и жизни ребенка. Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности и кончая озлобленностью, но и чисто физических недомоганий, и даже гибели ребенка. Какими б ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых оставила мать, эти дети, подрастая, ищут мать – самое дорогое, близкое и родное существо.

Мы, взрослые, уже имея своих детей, всегда чувствуем себя перед своими матерями детьми. А человеку, никогда не видевшему своей родной матери, вдвойне хочется почувствовать себя ребенком, о котором волнуются, беспокоятся, заботятся. И если ребенок лишен материнского внимания, искреннего и бескорыстного, естественно, он лишается и чего-то очень существенного в своей жизни.

А как быть с бессловесным или совсем маленьким ребенком? Неужели и тогда ему не все равно, чьи руки его одевают, поят из бутылочки молоком, кто его выводит на прогулку или учит рисовать? Оказывается, не все равно. Есть немало научных исследований, фактических данных, свидетельствующих о том, что общение ребенка с матерью и близкими, особенно в первые годы жизни, является очень важным условием его нормального психического развития и физического здоровья. В первую очередь такое общение рождает целый ряд положительных эмоций, так необходимых для поддержания жизненного тонуса ребенка.

Дети, оставшиеся без матери, даже если им и были обеспечены нормальный гигиенический уход, питание, в достаточном количестве игрушки, отставали в психическом развитии – позже начинали ходить, говорить, а главное – у них наблюдались очень серьезные нарушения в эмоциональной жизни: ребенок вскоре после разлуки с матерью становился задумчивым, печальным, часто тихонько плакал, делался замкнутым, у него появлялось отрицательное отношение к окружающим, стремление к уединению, отчуждению. У многих ухудшался аппетит, ночью дети часто просыпались, проявляли беспокойство. Разлука с матерью оказывает влияние и на развитие личностных качеств ребенка, опять-таки эмоционального плана: выросшие без семьи дети менее способны к богатым эмоциональным переживаниям, более замкнуты, черствы. В подростковом возрасте они как бы стремятся восполнить этот остро ощущаемый ими дефицит любви и ласки и потому настойчиво ищут общения со сверстниками или группой сверстников. Многие дети буквально могут влюбиться, боготворить того, кто, по их мнению, может хотя бы чем-то напоминать мать.

Надо сказать, что подобные формы поведения обнаруживают и выросшие в семье дети в тех ситуациях, когда мать или отец не проявляет любви к ребенку, когда они не заботятся, не беспокоятся о нем.

Конечно, нельзя считать разлуку ребенка с матерью фатальной: лишился ребенок матери в силу тех или иных обстоятельств – и непременно вырастет какая-то невротическая личность, отсталая в психическом развитии. Сколько прекрасных людей вырастили детские дома, специальные интернаты, людей высокоразвитых, духовно богатых; с другой стороны, и семья с ее любовью к ребенку, заботой о нем может «дать» невротическую, умственно неполноценную, и даже социально опасную личность. Рассматривая данный вопрос, мы хотим подчеркнуть всю важность и необходимость для ребенка эмоциональных контактов с матерью, огромную роль матери в формировании личности ребенка, в его общем психическом развитии. Мать, отец, бабушка с раннего детства ассоциируются у ребенка с возможностью получить помощь, защиту, что гарантирует ему спокойное состояние, укрепляет чувство уверенности в себе.

Интересно, что подобные эмоциональные состояния присущи не только ребенку, но и, как свидетельствуют специальные исследования, даже детенышам животных. Так, в нашей печати широко освещались результаты исследования Джейн Гудолл, в течение десяти лет изучавшей диких шимпанзе в африканском заповеднике Гомбе. В этих исследованиях очень обстоятельно освещается вопрос о роли матери в развитии детеныша шимпанзе. Установлено, что поведение трехлетнего шимпанзе резко меняется после смерти матери, хотя в этом возрасте детеныш становится довольно самостоятельным и может есть ту же пищу, что и взрослые члены группы. Д. Гудоял описывает свои наблюдения над двумя трехлетними малышами (Мерлин и Битл), которые почти одновременно потеряли матерей. Оба они впали в депрессию, плохо ели, проявляли беспокойство, но через некоторое время состояние обоих малышей стало резко отличным: если Битл стала живой, активной, дееспособной, то состояние Мерлина продолжало катастрофически ухудшаться.

«Внимательно проанализировав различия в поведении Мерлина и Битл, – пишет Д. Гудолл, – мы смогли до некоторой степени объяснить причины гибели большинства осиротевших детенышей. Лишившись матери, детеныши лицом к лицу столкнулись с непривычным для них миром взрослых, психологически они не были подготовлены к этому. Раньше при малейшем намеке на опасность детеныши всегда кидались в сторону матери, чтобы прикоснуться к ней, подержаться за ее шерсть или просто пососать грудь. Теперь же эмоциональная незащищенность приводила ко всевозможным психологическим срывам в поведении осиротевших детенышей, а старшие члены семьи не всегда могли заменить материнскую опеку. В этом смысле Битл по-настоящему повезло. Ее старшая сестра, крепкая молодая самка, в значительной степени восполнила потерю, в частности благодаря тому, что позволяла трехлетней малышке взбираться ей на спину. Физический контакт с почти взрослым животным тотчас успокаивал испуганное животное, внушал уверенность, что теперь все будет в порядке.

Мерлин в отличие от Битл не мог рассчитывать на помощь своей сестры в минуты волнения в группе или опасности. Мифф, сама еще детеныш, была верным товарищем для своего брата, но не умела защитить и успокоить его. Вот почему нам кажется, – продолжает автор книги, – что причины тяжелого психического состояния Мерлина были чисто психологическими и объясняются вовсе не отсутствием материнского молока, а чувством социальной незащищенности».



© Наши Дети 2012. Перепечатка материалов разрешена только со ссылкой на www.nachideti.ru